Сетевое взаимодействие организаций инновационной инфраструктуры

20230706-073703

 

Аннотация. В статье определена роль инновационной структуры в современной системе организации научно-технического развития промышленности. Приведен сравнительный анализ значений компонентов инновационной структуры за период с 2018 по 2022 годы. Обоснована необходимость реформирования бизнеса организаций инновационной инфраструктуры на основе их сетевого взаимодействия.

 

Ключевые слова: научно-техническое развитие, инновация, сетевой взаимодействие, инновационный индекс, инфраструктура

     В настоящее время система организации научно-технологического развития промышленности не в полной мере соответствует своему предназначению. Ее задача – обеспечение масштабного создания и освоения производства новой техники и технологий, внедрения современных организационных и маркетинговых решений.

            У российских инновационных компаний есть свои трудности:

  1.    Недостаток финансирования: Одной из основных проблем, с которыми сталкиваются инновационные организации в России, является недостаток финансирования. Как правило, инвесторы склонны инвестировать в уже установившиеся компании, а не в начинающие стартапы.
  2.     Низкая квалификация персонала: Некоторые инновационные организации могут столкнуться с проблемой недостатка квалифицированного персонала. Это может быть связано с тем, что многие молодые и талантливые специалисты предпочитают работать за рубежом.
  3.   Бюрократические препятствия: Российские инновационные организации могут столкнуться с бюрократическими препятствиями при попытке получить разрешения на проведение исследований и разработок.
  4.   Отсутствие инфраструктуры: Для успешной работы инновационных организаций необходима соответствующая инфраструктура. Однако в России не всегда есть необходимые лаборатории, оборудование и технологические парки.
  5.    Низкий уровень доверия: Некоторые инвесторы и потребители могут быть скептически настроены по отношению к российским инновационным организациям из-за стереотипов о низком качестве продукции и услуг.

        За последние 10 лет статистических наблюдений удельный вес инновационных товаров, работ. Услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг в промышленности России не поднимался выше 8,9%. Среднее значение – 7,2% (5). Для сравнения этот показатель в европейский странах – лидерах инновационного развития составляет от 20 до 40 %. (2)

                                                                                                                                                                                                        Таблица 1

Динамика позиций России в ГИИ (2)

наименование

2018

2019

2020

2021

2022

Глобальный инновационный индекс

46

46

47

45

47

Ресурсы инноваций

43

41

42

43

46

Результаты инноваций

56

59

58

52

50

Количество анализируемых стран

126

129

131

132

132

      В глобальном инновационном индексе 2022 года, опубликованном Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), Россия заняла 47 место из 132 стран. За последние пять лет позиции России стабильны и варьируются в интервале 45-47 места.

             Анализирую таблицу, можно сделать вывод, что наблюдается повышение эффективности инновационной деятельности, т.к. уменьшается разрыв между позициями страны по показателю: «Результаты инноваций – Ресурсы инноваций» с 13 пунктов в 2018 году до 4 пунктов в 2022 году. Однако дальнейшему росту России в рейтинге ГИИ может препятствовать медленное наращивание ресурсной базы для инноваций.

               На рис. 1 представлены Позиции России в ГИИ-2022 по компонентам инновационного процесса

кутайцева1

Рис. 1 Позиции России в ГИИ-2022 по компонентам инновационного процесса

               Наглядно видно, что основное отставание наблюдается по позициям «1.Институты» и «3.Инфраструктура». Рассмотрим подробнее второй компонент. На рис.2 представлена структура позиции «3.Инфраструктура».

       Учитывая огромную площадь нашей страны, неравномерность распределения по территории научных центров, предлагается активнее использовать сетевую форму построения и взаимодействия предприятий. При практическом использовании сетевого подхода предполагается, что среди ряда организаций одной инновационной инфраструктуры, выделяются несколько лидеров, обладающие неоспоримыми научно-методическими и материально-техническими преимуществами. Остальные участники рынка становятся зависимыми компаниями от этих лидеров, но получают возможность пользоваться указанными преимуществами для достижения наилучших результатов в сфере соей специализации.

 

 

 

кутайцева2

 Рис. 2 Структура индикатора «Инфраструктура» в методике расчета ГИИ (4)

         Учитывая огромную площадь нашей страны, неравномерность распределения по территории научных центров, предлагается активнее использовать сетевую форму построения и взаимодействия предприятий. При практическом использовании сетевого подхода предполагается, что среди ряда организаций одной инновационной инфраструктуры, выделяются несколько лидеров, обладающие неоспоримыми научно-методическими и материально-техническими преимуществами. Остальные участники рынка становятся зависимыми компаниями от этих лидеров, но получают возможность пользоваться указанными преимуществами для достижения наилучших результатов в сфере соей специализации.

                В Стратегии научно-технического развития Российской Федерации, утверждённой Указом Президента РФ от 01.12.2016 №642 говорится, что Научно-технологическое развитие Российской Федерации может осуществляться по двум альтернативным сценариям:

  •       импорт технологий и фрагментарное развитие исследований и разработок, интегрированных в мировую науку, но занимающих в ней подчиненные позиции;
  •        лидерство по избранным направлениям научно-технологического развития в рамках как традиционных, так и новых рынков технологий, продуктов и услуг и построение целостной национальной инновационной системы. (1)

         Только при выполнении второго сценария возможно устойчивое развитие экономики России. А для этого нужна перестройка как корпоративного, так и государственного сектора исследований, разработок и инноваций, а также опережающее увеличение расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Сетевая форма взаимодействия в инновационной инфраструктуре как раз и сможет стать драйвом эффективности и развития.

               По мнению Леонида Гохберг, первого проректора, директора ИСИЭЗ НИУ ВШЭ, член Международного консультативного совета Глобального инновационного индекса: «В условиях масштабных санкционных ограничений становится очевидным, что инновации — не просто один из факторов экономического роста, а необходимое условие обеспечения национальной безопасности. Анализ лонгитюдных данных ГИИ свидетельствует, что нашей экономике для достижения устойчивых темпов роста требуется не только наращивать инвестиции в сферу науки и инноваций и стимулировать инновационную активность бизнеса (как крупного высокотехнологичного, так и гибкого, адаптивного малого), но и обеспечить благоприятные условия для быстрого вывода новых технологий, продуктов и услуг на рынок. Очевидно, что это амбициозная и непростая задача, которая в нынешней ситуации становится критической и требует неотложных действий. Необходимы оперативный «перезапуск» инновационной политики, ревизия ее стратегических приоритетов, аудит и качественное повышение эффективности всего портфеля ее инструментов» (3).

Литература:

  1.        Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 (ред. от 15.03.2021) "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации"
  2.        Инновационное развитие в России и странах ЕС. https://issek.hse.ru/news/306999009.html
  3.  Рецепты успеха: как достичь лидерства в сфере инноваций и обеспечить экономический рост? https://issek.hse.ru/news/642253657.html
  4.     Россия в зеркале международных рейтингов. Информационно-справочное издание / отв. В.И. Суслов; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2015. – Автограф, 2015. – 115 с.- С.26-27.
  5.      Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг (с 2010 г.) https://rosstat.gov.ru/statistics/science
Социально-коммуникативные условия цифрового общест...
Частное-государственное партнерство в сфере социал...

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2022 Промышленная политика. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.