Твори или деградируй: как России слезть с нефтяной иглы
Неустойчивая ситуация на мировом рынке углеводородного сырья, сильная волатильность цен на него поставила в очередной раз на повестку дня вопрос о диверсификации российской экономики. По мнению экспертов, этому могут помочь те отрасли, которым ранее государство не уделяло пристального внимания, — мода и дизайн, разработка компьютерных игр, анимация и др. Их доля в валовом внутреннем продукте нашей страны сравнительно невелика, но, возможно, они помогут снять ее экономику с сырьевой иглы.
Замена нефти и стали
Нынешний 2021 год ООН объявила международным годом креативной экономики, призванной прийти на смену индустриальной. Вместе с тем отношение к ней со стороны общества явно неоднозначное, хотя бы уже в силу того, что далеко не все представляют суть креативной экономики. Впервые же термин «креативная экономика» был использован правительством Великобритании в 1998 году в качестве одного из приоритетов национальной политики. Между тем еще в начале 1990-х годов британский культуролог Чарльз Ландри придумал концепцию креативного города, в соответствии с которой культурные ресурсы смогут заменить нефть и сталь.
«Креативная экономика, которую еще называют «экономика знаний», — это сектор экономики, предполагающий создание продуктов и сервисов, в основе которых лежат творческий подход, индивидуальный талант и профессиональные навыки автора или команды. Такие продукты и сервисы обладают не только культурной ценностью, но и коммерческим потенциалом, они создаются за счет бизнеса и предпринимательства, — рассказала Екатерина Черкес-заде, директор университета креативных индустрий Universal University. — К креативным индустриям относятся искусство, дизайн, мода, компьютерная графика, анимация, разработка компьютерных игр, IT, архитектура и урбанистика, кино, телевидение, новые медиа, музыка и саунд-дизайн, маркетинг и коммуникации, издательское дело и журналистика, образование в креативных индустриях».
Сегодня перед Россией стоит задача достичь показателей ведущих стран, где доля креативной экономики в валовом внутреннем продукте (ВВП) доходит до 10%.
Этого можно добиться, создав условия для интеграции креативных отраслей с другими секторами. Креативная экономика может повлиять на многие экономические сферы, начиная от туризма и заканчивая промышленностью.
«Креативные индустрии — это сектор экономики, который во всем мире ежегодно растет в среднем на 8%. На сегодняшний день более 25 стран мира ставят приоритетом его развитие, имеют соответствующие программы и мониторинг вклада индустрий в местные экономики. Для российской экономики это еще новый, недостаточно изученный сектор. Но уже сейчас его высокий потенциал очевиден», — заявила директор центра городских компетенцией Агентства стратегических инициатив (АСИ) Татьяна Журавлева в ходе презентации атласа креативных индустрий, состоявшейся в конце апреля.
По оценкам АСИ, суммарный вклад креативных индустрий в экономику России составляет порядка 5% ее ВВП, или более 5,3 трлн рублей.
На сегодняшний день в них работает почти 748 тыс. организаций, их выручка превышает 10,7 трлн рублей в год (примерно 4,2% от суммарной выручки всех предприятий в России). В креативной экономике занято почти 5% от общего числа сотрудников российских организаций.
Лидером же по вкладу креативных индустрий в валовой региональный продукт традиционно является Москва с долей 18,5%, тогда как доля Санкт-Петербурга — 12,6%, Тюменской области — 8,9%, Костромской — 7%, Новосибирской — 5,4%, Московской — 4,7%.
Эффект Бильбао
В то же время креативная экономика в России не настолько сильно развита, как на Западе.
По мнению Екатерины Черкес-заде, основная проблема заключается в том, что креативные индустрии в России долгое время не формулировали себя единым полем и не относили себя к сектору экономики.
«Часть из них считала себя дотационной сферой (театр, выставки, иногда кино), часть жила на территории бизнеса (например, разработка игр). Только в последние пару лет на крупных форумах представители разных индустрий начали собираться на одной сцене и обсуждать общие проблемы, искать формы сотрудничества», — констатировала она.
Екатерина Черкес-заде обратила внимание на тот факт, что в федеральном законодательстве не закреплено понятие «креативные индустрии», также нет и органа, регулирующего их деятельность. Но тем не менее в Москве и ряде других субъектов РФ ситуация постепенно меняется, например, в июле 2020 года в Ханты-Мансийском автономном округе был принят первый в России закон «О креативных индустриях».
По поводу возможности смены парадигмы развития экономики нашей страны за счет отхода от ставшего традиционным упора на добычу нефти, природного газа и угля, производства черных и цветных металлов и их экспорта за границу в сторону дизайна, моды или компьютерной графики, призванных стать «новыми углеводородами», эксперты расходятся во взглядах. Особенно остро заметны их противоречия в отношении моногородов, зависящих от стабильности функционирования одного или нескольких промышленных предприятий и деградирующих в результате их закрытия.
«Рассчитывать на кардинальную диверсификацию промышленных моногородов за счет развития креативной индустрии вряд ли реально. Все-таки этот сегмент больше относится к экономике крупных городов, так как требует качественного и специфического образования, а также существенного локального спроса на подобные услуги. Тем не менее даже относительно скромное развитие креативного сектора в промышленном моногороде может заметно увеличить его привлекательность для жителей и улучшить имидж для внешнего мира», — размышляет Моисей Фурщик, управляющий партнер компании «Финансовый и организационный консалтинг».
Екатерина Черкес-заде согласна с ним. «Креативные индустрии могут диверсифицировать продукты и услуги, которые производит страна. Ведь у креативных продуктов — большой экспортный и инвестиционный потенциал. Кроме того, креативные индустрии могут помочь перезапустить более традиционные секторы экономики, — так, дизайн играет не последнюю роль в автомобильной промышленности, — считает она. — За счет креативных индустрий можно переупаковать и различные отдельные города, если они сами увидят свой потенциал и решат, что, к примеру, Калининград — про разработку игр, Якутск — про дизайн ювелирных изделий, Томск — про IT. Я уверена, что «эффект Бильбао» возможен и в нашей стране».
Упомянутый ею «эффект Бильбао» имел место в реальности и был связан с открытием в 1997 году в промышленном испанском городке Бильбао филиала музея Гуггенхайма. Его здание представляет собой сложное сооружение из камня, титана и стекла. Чтобы соответствовать архитектурному шедевру, всему городу пришлось кардинально измениться — в нем построили новый аэропорт, проложили метро, обновили целые кварталы.
«Максимальный эффект возникнет в том случае, если креативная экономика будет развиваться не сама по себе, а в связке с традиционными отраслями. Например, качественный промышленный дизайн может способствовать увеличению стоимости и объемов продаж товаров. IT-сегмент — повышать производительность труда в других секторах экономики. В подобной ситуации возникнут синергетические эффекты, и фактический результат выйдет далеко за рамки роста самих креативных отраслей», — прогнозирует Моисей Фурщик.