Рекомендуемое

ЭНЕРГОСЕРВИС - защита или поражение?

Screenshot_2

Алексей Аникин, генеральный директор

ООО «Световые Технологии ЭСКО» 

 Для меня как профессионала очевидно: развитие энергосервиса в освещении свернуло не туда. И в ближайшее время мы пожнем плоды этой ошибки, а ее последствия будут горькими и необратимыми на несколько лет вперед.

Я могу совершенно обоснованно судить по его истории – все этапы становления как на ладони. Более десяти лет рынок рос в сторону отработки практик, оптимизации документов, принятия новых нормативных актов, уточняющих расчетные методики и условия взаимодействия. Все это потребовало труда, опыта и взаимодействия многих и многих людей по обе стороны контрактов.

Но с приходом новичков – игроков с серьезным финансовым и административным ресурсом, но без профессиональных компетенций в светотехнике, все больше контрактов оказываются «на темной стороне».

Когда на конкурсе основным критерием выбора подрядчика становится низкая цена оборудования, объём финансовых средств исполнителя или количество технического персонала и техники, а не качество оборудования и достигаемая экономия, – это не про светлые города и не про энергосервис, а про наращивание доли на рынке вопреки качеству и самой логике энергосервисной модели.

И последствия не заставят себя ждать – неверный выбор оборудования и отсутствие светотехнических расчетов выливается в то, что после модернизации светлее не становится. Очень быстро оборудование без должного качества будет выходить из строя, а неверные решения в светотехнике будут как бельмо на глазу, принося разочарование жителям и заботы городским службам – дополнительные затраты, претензионные процедуры, а иногда и судебные разбирательства.

Но в силах заказчика организовать процесс так, чтобы энергосервис работал во благо – без разочарований и дополнительных хлопот, чтобы получить обновленный, светлый город не на срок действия энергосервисного контракта, а на десять-пятнадцать лет вперед.

- Понять экономику энергосервиса. Самое главное – понять, как формируется цена в энергосервисном контракте. На нее не влияет ни стоимость оборудования, ни стоимость проводимых работ! Цена контракта зависит только от достигаемой экономии.

Бессмысленно и вредно ориентироваться на стоимость оборудования, как привык делать заказчик при обычных закупках. Приоритетный ориентир должен быть на выбор оборудования максимального качества, ведь цена зависит не от этого. А главное, в данном случае заказчик заинтересован в надежности – контракт длится 5-7 лет, а срок службы светильников – более 10-12 лет, и все эти годы городу нужна их бесперебойная работа, беспроблемная эксплуатация и экономия на обслуживании.

Поэтому главным критерием выбора подрядчика является не стоимость оборудования и работ, а их качество и тот размер экономии, которую обязуется достичь исполнитель, а также та часть экономии, которую исполнитель готов распределять дополнительно в пользу заказчика.

Дальше уже задача исполнителя так сконфигурировать финансовую модель, чтобы подобрать оптимальные светильники с точки зрения выполнения требований законодательства и заказчика – в части соответствия по качеству и энергоэффективности, а также по освещенности на объекте, собственных издержек и экономического эффекта как для себя, так и для заказчика.

Однако все чаще видим ситуацию, когда исполнителя или оборудование выбирают по иным критериям, и в результате города буквально тускнеют. За примерами далеко ходить не надо – сеть пестрит подобными грустными статьями. Опять «сэкономили», только ничего не выиграли – загнали город на десяток лет в яму неудачной модернизации: улицы темные, оборудование выходит из строя, эксплуатация непредсказуема, перспективы урегулирования с исполнителем туманны.

Итак, действовать надо ровно наоборот. Чем надежнее и качественнее оборудование – тем лучше защищен заказчик, а выберет он подрядчика по величине экономии.

- Понять, зачем. Если идти последовательно, первое, что надо сделать, планируя энергосервисный контракт, – понять исходные данные, четкие и измеримые. Например, сколько светоточек на объекте? Исполняются ли нормативы по освещению при эксплуатации объекта? Достаточен ли бюджет на оплату электроэнергии по нормативам?

- Выбрать модель. Достаточно ли модернизации или нужно новое строительство? Ведь энергосервис – не единственный инвестиционный механизм, доступный заказчику. Если необходимы комплексные и более серьезные мероприятия – строительство дополнительных линий освещения, обновление опор и воздушных сетей, более серьезная модернизация и обслуживание – подойдёт концессионное соглашение. Однако при этом надо учесть, в чьей собственности находится светотехническое хозяйство города, возможно ли передать имущество третьему лицу?

- Изучить механизм. Нормативных документов по энергосервису не так много. Определенные тонкости сложно понять с первого раза, но тут поможет опыт других городов, изучение конкурсной документации лучших проектов, статьи в отраслевой прессе и даже персональная оценка специалистов заказчика на уже реализованном объекте.

- Увидеть опыт. Немало российских городов уже заключили энергосервисные контракты в освещении. Кто-то более удачно, кто-то менее. На самом деле это не вопрос удачи, а исключительно хорошей подготовки, добросовестности и понимания сути механизма. Что привело к негативу в неудачных проектах? Обычно это выбор оборудования по принципу «дешевле – лучше», его необоснованность светотехническими расчетами, небрежность монтажа (точнее сказать, недостаточный контроль на этапе монтажа).

Напротив, там, где города довольны новым светом, – в чем закономерность? Изучить конкурсную документацию, требования, предусмотрены ли замеры освещенности, как считается экономия, как происходит взаимодействие заказчика и исполнителя, каковы гарантийные обязательства.

- Происхождение оборудования. Не так много исполнителей могут предложить светильники, полностью соответствующие всем требованиям нормативных документов, при этом, как ограничительные меры, действуют Постановления Правительства РФ № 878 и № 719, требующие от заказчика допускать на конкурсы только оборудование отечественного происхождения.

- Считать. В первую очередь выполнение норм освещенности. Требовать приглашения в рамках контракта независимой аккредитованной светотехнической лаборатории, которая произведет замеры освещенности по ГОСТу до и после произведенной модернизации. Ее заключение – основание для принятия работ.

При реализации энергосервисных мероприятий недостаточно просто заменить один светильник на другой – зачастую нормы освещенности не будут выполнены, свет будет пятнами, «зеброй». Расположение существующих светильников, опор, их характеристики – объекты энергосервиса крайне разнообразны. Только предварительное моделирование светотехнического решения в специализированном программном обеспечении позволяет обосновать правильный выбор оборудования. Например, в ряде случаев новые светильники нужны гораздо большей мощности на отдельных отрезках улиц, если опоры установлены на большом расстоянии либо имеет место большая ширина проезжей части, а опоры стоят только с одной стороны. Зачастую исполнители этим пренебрегают.

Необходимо освоить так называемый «расчетный метод» – он защищает и заказчика, и исполнителя. Понимать методики расчета потребления и экономии надо до заключения контракта, а не после – когда исполнитель потребует подписания первого акта достигнутой экономии.

Приход крупных и финансово сильных игроков без компетенций в светотехнике не должен снижать качества энергосервисных проектов. Энергосервисный бизнес в освещении требует профессионализма, и он не про быструю выгоду. Заказчики как никто заинтересованы в качестве проектов, ведь комфортной среде городов и качеству социальных объектов и общественных пространств сегодня уделяется повышенное внимание.

Энергосервис, если использовать его правильно, защищает заказчика – избавляет от необходимости финансовых вложений, переносит на квалифицированного исполнителя технические, организационные, финансовые вопросы модернизации, снимает с заказчика риски недостижения экономии. Давайте этим пользоваться.

https://www.gosrf.ru/energoservis-zashhita-ili-porazhenie/

Твори или деградируй: как России слезть с нефтяной...

 

  

 

 

 

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2025 Промышленная политика в Российской Федерации. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.