ИНТЕГРАЛЬНО-МОДУЛЬНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
УДК 37.022
Аннотация. В статье рассмотрено воздействие системы профессионального образования на повышение качества образования с помощью разработки инновационных педагогических идей, теорий и технологий; подготовки специалистов сферы профессионального образования для решения конкретных задач производственных процессов т экономики в целом.
Образование является важнейшей сферой общественной жизни. Система образования характеризуется совокупностью принципов, институциональных формирований и энергоинформационных кодов, определяющих его повседневное развитие и функционирование. Соответственно, будущее народа и направление его духовного и интеллектуального развития сильнейшим образом зависит от конкретного наполнения различными социальными институтами, учебными дисциплинами, системами методик подачи и усвоения информации, а также структурой построения образовательных учреждений.
Правительством Российской Федерации объявлено приоритетным направлением дальнейшее развитие образования, когда был принят в 2012 году Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [1].
Для уменьшения разрыва между достижениями естественных наук и уровнем естественнонаучной подготовки специалистов необходимо обновление данной системы образования, т.е. фундаментализация высшего естественнонаучного образования, которое заключается в придании нового качества естественнонаучным дисциплинам.
Новое качество отражает системность, систематичность, гибкость знаний, обобщенное и целостное представление о естественнонаучной картине мира, охватывающей наиболее общие свойства и закономерности природных явлений. Развитие методики преподавания цикла естественнонаучных дисциплин должно включать в себя универсальность естественнонаучного знания и его эмпирической базы, направленность на интеллектуальное развитие личности на основе единого методологического подхода, сочетающего принципы проблемности и деятельности, научности и технологичности, осуществляемое в гармонии со всеми остальными ее элементами. Новое качество преподавания способно принести образованию неоценимую пользу, в то же время ее повреждение или необдуманная искусственная ломка могут создать для него катастрофические и необратимые последствия [2, 3].
Воздействие системы профессионального образования на повышение качества образования осуществляется через многоканальный механизм, который включает: разработку инновационных педагогических идей, теорий и технологий; подготовку специалистов сферы профессионального образования.
В основе необходимости проведения реформы образования лежат факторы:
- необходимость преодоления разрыва между неизмеримо возросшим объемом знаний, накопленных за последнее время наукой и практикой, и возможностями их усвоения студентами;
- включение этого банка мыслей, идей, сведений, практических навыков в процесс экономического развития нашей страны.
Согласно экспертной оценке в настоящее время в российском профессиональном образовании существуют три корневые проблемы:
1. Крайнее отставание содержания профессионального образования от потребностей страны и рынка труда, от тенденций мирового экономического развития, что вызывает неудовлетворенность отечественных работодателей и стимулирует высокий уровень безработицы, и как результат делает систему профессионального образования и, соответственно, экономику страны неконкурентоспособной;
2. Возникновение на рынке труда дефицита квалифицированных рабочих, обладающих навыками работы на современном оборудовании по современным технологиям;
3. Неэффективность использования бюджетных ресурсов за счет некачественной подготовки во многих профессиональных образовательных учреждениях «специалистов» по конъюнктурным специальностям, непрофильным для данного учреждения.
Экспертная оценка также делает акцент на основных факторах, влияющих на развитие профессионального образования:
1) отсутствие эффективной системы мониторинга текущих и перспективных потребностей различных отраслей народного хозяйства в квалифицированных рабочих и специалистах;
2) устаревшая материально-техническая база;
3) крайне низкий размер стипендиального обеспечения;
4) законодательная и нормативно-правовая база, регулирующая деятельность профессионального образования, не в полной мере соответствует современной системе экономических отношений;
5) законодательно не урегулирован порядок участия предпринимателей в поддержке системы учреждений среднего профессионального образования;
6) учреждения системы профессионального образования не имеют налоговых льгот.
Решение задач модернизации российского образования в настоящее время связано:
- с внедрением новых государственных образовательных стандартов общего образования на основе компетентностного подхода; моделей непрерывного профессионального образования, обеспечивающего каждому человеку возможность формирования индивидуальной образовательной траектории для дальнейшего профессионального роста;
- с введением нового перечня направлений подготовки (специальностей) и профессий профессионального образования адекватных мировым тенденциям, потребностям рынка труда и личности;
- с внедрением новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и содержания непрерывного образования, в том числе, с использованием современных информационных и коммуникационных технологий;
- с реализацией системы мер, обеспечивающих участие России в Болонском и Копенгагенском процессах с целью повышения конкурентоспособности российского профессионального образования на международном рынке образовательных услуг и обеспечение возможности участия российских студентов и выпускников учреждений в системе непрерывного образования.
К наиболее важным особенностям перспективной системы университетского образования мы относим:
- усиление гуманизации и фундаментализации [4,7] естественнонаучного образования, что обусловливает, наряду с его профессиональной направленностью, включение интегративных дисциплин, в том числе химических, обеспечивающих целостное восприятие их содержания и формирование научного мировоззрения; гуманизацию можно рассматривать не только как тенденцию развития образования, но и как важнейшую внутреннюю суть его нового качества, особенно необходимую в сфере взаимоотношений «человек - человек», характерной как для педагогической, так и научно-исследовательской профессиональной деятельности;
- гуманитаризацию образования, что связано с включением цикла общих естественнонаучных дисциплин в гуманитарное образование и, соответственно, цикла общих гуманитарных дисциплин - в естественнонаучное и техническое образование; человек живет в обществе и для его гармонической социализации необходимо погружение в существующую культурную среду через освоение истории, права, культурологии, экономики, философии;
- информатизацию образования [5]. Лавинообразное нарастание информации потребовало введения новых средств и техники для их обработки. В обществе постоянно повышается потребность в развитии производства информационных средств для создания, передачи, хранения, обработки, тиражирования информации и автоматизации информационных процессов; современный человек живет в условиях насыщенной информационной среды, и задача системы образования -- научить его жить в этой среде, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;
- многоуровневую интеграцию (целей, содержания, показателей усвоения и т.д.) [6];
- экологизацию естественнонаучного образования, необходимую для решения глобальных и региональных экологических проблем. Очень важно, на наш взгляд, гармонизировать отношения человека с природой через знакомство с современной естественнонаучной картиной мира и проблемами биосферы и вселенной в целом, уяснить место человека в природе и на этой основе решить проблемы экологии и более широко – ноосферы.
По мнениям экспертов для решения обозначенных проблем предлагается принятие ряда следующих комплексных мер:
1. Необходимо повысить привлекательность отдельных специальностей и сделать доступным обучение по дефицитным профессиям. Здесь можно подумать о повышенных стипендиях и иных формах доплат из бюджетов регионов.
2. Необходимо направить денежные средства из федерального бюджета на подготовку кадров, важно при этом работать на опережение, анализируя с работодателями в различных отраслях народного хозяйства, каковы будут потребности (нужды) экономики в ближайшие два-три года.
3. Увеличение финансирования среднего профессионального образования. Реальное недофинансирование потребностей деятельности образовательных учреждений достигает 45%.
4. Необходим переход на новый порядок бюджетного нормативного финансирования учебных заведений, ориентированный на результат. Введение критериев результативности деятельности учебных заведений среднего профессионального образования.
5. Сохранение и развитие системы интеграции среднего профессионального образования с высшей школой.
6. Обеспечение мер дополнительной государственной поддержки платного образования, негосударственного сектора профобразования.
7. Развитие образовательного кредитования, субсидий, грантов, увеличение стипендиального фонда.
8. Включение в приоритетный национальный проект мероприятий, в части поддержки и развития среднего профессионального и высшего образования.
Эти цели и задачи могут быть решены при использовании комплекса методологических подходов, таких как: системный, интегративно-модульный, личностно-деятельностный, алгоритмико-эвристический, компетентностный [3, 5] и другие.
Учитывая общие направления системы образования студентов естественнонаучных факультетов, основным стратегическим подходом к формированию содержания и структуры естественных дисциплин является интегративно-модульный подход, который предполагает внутри- и межпредметную интеграцию содержания, оформление основных подсистем знаний в виде модулей и их дидактико-методическое обеспечение.
Модульный подход характеризуется дискретностью, точностью направления цели обучения, вариативностью, самостоятельностью и индивидуальностью. Модульное обучение вобрало в себя лучшие черты как традиционного, так и инновационного подходов в образовании. Модульная образовательная технология предполагает четкое определение целей обучения, а его содержание должно быть в объеме, достаточном для достижения этих целей. Обучение осуществляется с учетом потребностей учащихся. Различные формы модульного обучения широко используются в ведущих вузах США, западной Европы, а в последние годы стали распространяться в вузах нашей страны. По оценкам американских специалистов с помощью модульного подхода удается сократить до 30% курса, а иногда и более.
Интегративно-модульный подход дает существенную экономию времени, которая направлена на усиление учебно-исследовательской деятельности, на усвоение знаний в действии.
Вывод. Из всего вышесказанного следует, что образование студентов естественнонаучных специальностей должно быть фундаментальным и полифункциональным, а обучение необходимо осуществлять на фундаментально-функциональной и экспериментально-практической основе, существенно активизируя при этом интеллектуальную, методологическую и экспериментально-исследовательскую деятельность студентов естественных факультетов ВУЗов.
Литература:
1. Берулава, М.Н. Теория и практика гуманизации образования / М.Н. Берулава, - М.: Гелиос АРВ, 2000. - 337 с.
2. Беспалов, П.И. Основы модульной технологии обучения / Беспалов П.И. // Химия в школе. - 2004. - №3. - С. 26 - 32.
3. Гильманшина, С.И. Формирование профессионального мышления будущих учителей на основе компетентностного подхода: автореферат дисс. доктора пед. наук. - Казань, 2008. - 39 с.
4. Гладун, А.Д. Роль фундаментального естественнонаучного образования в становлении специалиста / А.Д, Гладун // Высшее образование в России. - 1994. - №4. - С. 43 -52.
5. Компетентностный подход к преподаванию: методическое пособие / Департамент образования г. Москвы, Юго-Запад. окр. упр., окр. метод.центр; [сост. сб.: И.В. Павлова, Т.С. Фещенко, О.И. Лебедева; под общ. ред. М.Ю. Тихонова]. - М.: Новый учеб., 2008. - 154 с.
6. Кузнецова, Н.Е. Интегративно-акмеологический подход как методология вхождения в европейский образовательный процесс / Н.Е. Кузнецова // Академические чтения «Научное обеспечение процесса интеграции российского образования в общеевропейское пространство». - СПб., выпуск 5, 2005. - C. 26 - 30.
7. Кузнецова Н.Е. Фундаментализация как фактор повышения качества университетского педагогического образования/Н.Е. Кузнецова // Академические чтения Модернизация университетского образования в современных условиях г. Санкт-Петербург, выпуск 2, 2001. - С. 37 - 42.
8. Кузнецова, Н.Е. Фундаментализация, системность и действенность естественнонаучнгого образования/ Н.Е. Кузнецова // Роль академической науки в развитии современного образования. Вып. 1. - СПб., 2001. - С.32.