Политика импортозамещения в сфере науки и образования

20230119-133618

Аннотация

Представлены результаты исследования, посвященного влиянию политики импортозамещения в сфере науки и образовании. Объектом исследования является политика импортозамещения в сфере науки и образования. Предметом исследования являются инвестиции в науку и образование как элемент политики импортозамещения.  Были использованы следующие методы: анализ статистических данных, вторичные данные проведенных исследований, общенаучные методы. В качестве основных выводов можно отнести следующие: 1) к научным и образовательным организациям нельзя применять единую методику оценки эффективности; 2) инвестиций в отечественную науку недостаточно.  

Abstract

The results of a study on the impact of import substitution policy in the field of science and education are presented. The object of the study is the policy of import substitution in the field of science and education. The subject of the research is investments in science and education as an element of the import substitution policy. The following methods were used: analysis of statistical data, secondary data of conducted studies, general scientific methods. The main conclusions include the following: 1) a single methodology for evaluating efficiency cannot be applied to scientific and educational organizations; 2) investment in domestic science is not enough.  

Ключевые слова: инвестиции, политика импортозамещения, наука, университет, молодые ученые, проекты.

Keywords: investments, import substitution policy, the science, university, young scientists, projects

 

Введение

Российская Федерация характеризуется дифференциацией в развитии территорий. Образовательные кластеры различны по количеству и качеству привлекаемых трудовых ресурсов, по качеству человеческого капитала, по объему привлекаемых ресурсов и по другим параметрам.

Политика импортозамещения связана с функционированием кластеров. Вузы играют важную роль в научно-технологическом развитии субъектов РФ. Разработка и реализация политики импортозамещения требует от государства и предпринимателей активных действий в самых различных сферах: нормотворческой, институциональной, кадровой и других.

Экономисты развитых стран определяют импортозамещение как возможность выхода страны на международный рынок, способ включения в международное разделение труда. В Латинской Америке импортозамещение больше связывают с отгораживанием национальной экономики от мирового рынка, с «замыканием» производства на внутреннем потреблении. Например, в октябре 2022 г. профильное ведомство выступило инициатором создания научного консорциума по приборостроению с целью поддержки отечественного приборостроения [11].

На поддержание науки тратятся бюджетные средства. Зарубежные коллеги [1,2,3] в странах ЕС проводят исследования, где изучают отношение респондентов к тем или иным программам, связанным с налогообложением.  Возможно, такой инструмент можно применять и в российской практике.

В начале 2000-х в России импортозамещение рассматривалось как свободный экономический процесса, но к середине 2010-х годов уже больше как целенаправленная, управляемая государством стратегия развития, связанная с ростом производства промышленных товаров внутри страны. [10]

Политика импортозамещения – это целенаправленное воздействие государства на национальную экономику и создание таких институциональных условий, при которых обеспечивается возможность создания и развития производства внутри страны товаров, более конкурентоспособных на внутреннем рынке по сравнению с импортируемыми.

Политика импортозамещения ориентирована на создание благоприятной среды для роста национальной промышленности посредством воздействия на приоритетные направления социально-экономического развития экономики, например:

  • технологическое (глобальная модернизация промышленности, новая индустриализация);
  • социальное (изменение потребления);
  • экономическое (изменение кредитно-денежной, налоговой политики);
  • ресурсное (обеспечение наличия инвестиционных ресурсов и их доступности).

 Функции государства должны меняться, его основная задача должны быть заключена в создании условий, при которых разработка и производство промышленной продукции становятся достаточно привлекательными для появления и развития в данном направлении предпринимательской инициативы и инвестиционной активности.

На сегодняшний день государство выступает скорее в роли заказчика и инвестора.

Основная часть.

На 2021 год в России существуют 1222 организации высшего образования. Практически треть из них расположены в Центральном федеральном округе. Здесь же расположены 6 национальных университетов.

По данным исследования, которое проводилось в 2020 году [7], статистика демонстрирует следующие показатели: 50 % общего объема финансирования НИР и ОКР для вузов приходятся на 25 вузов страны и в них же сосредоточено 60 % всех научных сотрудников и их численность больше 100 человек на один университет. 

Рисунок 1м

Рис.1 Диаграмма «Количество организаций высшего образования в России, 2021 год»

Рисунок 2м

Рис.2 «Количество организаций высшего образования в Центральном федеральном округе, 2021 год»

Таблица 1

Расходы на гражданскую науку из средств федерального бюджета,млн. руб.

Рисунок 3мак

Источник: Росстат. Официальный сайт. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения 10.10.2022)

Таблица 2

Обновление приборной базы

Рисунок 2мак

Состав организаций, выполняющих исследования и разработки, разнообразен.

Сюда входят образовательные организации высшего образования, научно-исследовательские институты, организации предпринимательского сектора и сектора некоммерческих организаций.

На сегодняшний момент затруднительно сделать обоснованный вывод о том, что с большим объемом НИОКР показывают лучшую продуктивность в расчете на одного научно-педагогического или научного работника ни по объему, ни по публикационной активности, ни по числу полученных грантов, доходов от коммерциализации НИОКР и т. п. [13]

Государство является крупнейшим источником средств на науку. Текущее состояние национального научно-технологического комплекса характеризуется как наличием значительных заделов, так и набором неразрешенных проблем.

В настоящее время Российская Федерация удерживает 6-ю позицию в рейтинге по численности исследователей в эквиваленте полной занятости, уступая КНР, США, Японии, ФРГ и Республике Корея.

Российская Федерация по показателю насыщенности экономики высококвалифицированными кадрами довольно скромны на 30-м месте.

Наблюдается деформация возрастной структуры научных кадров, в частности возобновилась тенденция к снижению численности исследователей в возрасте до 29 лет в общей численности исследователей (до 16,8 процента в 2019 году), остается устойчивой численность ученых старших возрастных групп в возрасте 60 лет и более в общей численности ученых (около 25 процентов).

Однако новая государственная программа Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» и нацелена на решение этих проблем. В частности, предусмотрен проектный подход, привлечение молодежи к исследовательским работам.

Провозглашена адресность поддержки и справедливая конкуренция, что, видимо, означает, что государство все же будет привлекать частный сектор предпринимателей для финансирования науки.

Один из целевых показателей, которые министерство планирует, - это рост доли молодых специалистов (до 39 лет) до 50%.

Таблица 3

Количество лабораторий для молодежи при образовательных организациях высшего образования

за 2019-2021 гг. [8]Рисунок 1мак

Тема малых и средних предприятий актуальна для организаций высшего образования, так как связана с коммерческой составляющей НИР. По приведенным данным видно, что их количество в целом снижается.  Так, в 2019 году было 60 обществ, в 2020- 33, в 2021 -44.

 Рисунок 3м

Рис. 3. Число хозяйственных обществ в 2019-2021 гг. в России.

Можно сказать, что текущие расходы на высшее образование не покрывают фактические потребности отрасли. Отсюда недофинансирование человеческого капитала, которое чревато серьезными стратегическими последствиями.

Соотношение средств государства и предпринимательского сектора существенно не изменилось: в 2011 году оно составляло 2,4 раза, а в 2020 году — 2,3 раза». [5]

В программе задекларирован рост инвестиций в исследования и разработки и увеличение доли частных инвестиций во внутренних затратах на исследования и разработки.

В государстве уже предпринят ряд мер, который позволит более успешно решить проблему с финансированием.

  Внутренние затраты на исследования и разработки должны достичь 1,64% ВВП, а отношение объема частного и бюджетного финансирования — вырасти до 75%.

Научные расходы РФ снижались до 0,99% ВВП с 1,07% в 2014 году (в среднем в мире показатель увеличивался с 1,73% в 2014-м до 1,79% в 2018 году). [4]

 Основным источником финансирования НИОКР было государство (66,3% против 70,3% в 2010 году), но доля вложений компаний (на фоне сокращения общего объема расходов) выросла с 25,5% до 30,2%.

 

Выводы и предложения для обсуждения.

  1. Среди предложений, которые выдвигают профильные ведомства, звучит предложение о возложении обязанности за финансирование на местные бюджеты, исходя из того, что вуз – это основа кластера, он двигатель экономики и он генератор научных идей. Закон, расширяющий полномочия регионов по развитию федеральных научных и образовательных организаций, был одобрен Советом Федерации 13 апреля 2022 г. Согласно документу, субъекты РФ получат возможность финансирования реализации программ и планов развития вузов и НИИ.  
  1. Чтобы превратить государственные программы в реальный инструмент политики импортозамещения, необходимо перераспределить бюджетные средства в пользу программ, которые решают проблемы импортозамещения (программы развития промышленности, инновационной экономики и других приоритетных направлениях). Например, в Москве активно используется такие инструменты, как программы софинансирования, создание пищевых технопарков.

3. Серьезными проблемами на пути расширения импортозамещения становятся дефицит инвестиционных ресурсов. Государство из инвестора должно превратиться в создателя новых институтов в области политики импортозамещения.

 

Список использованных источников и литературы:

  1. Li, Z.Li, T. Economic Sanctions and Regional Differences: Evidence from Sanctions on Russia//Sustainability (Switzerland) 14(10),6139
  2. Roel Beetsma, Brian Burgoon, Francesco Nicoli, Anniek de Ruijter, Frank Vandenbroucke, What kind of EU fiscal capacity? Evidence from a randomized survey experiment in five European countries in times of corona, Economic Policy, Volume 37, Issue 111, July 2022, Pages 411–459, https://doi.org/10.1093/epolic/eiac007
  3. Shida, Y.Russian business under economic sanctions: is there evidence of regional heterogeneity?(2020) Post-Communist Economies, 32 (4), pp. 447-467.  doi: 10.1080/14631377.2019.1659567
  4. Науку кормят бюджет и надежды [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4978147 (дата обращения 5.10.2022)
  5. Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 377
    «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Научно-технологическое развитие Российской Федерации» URL: http://gov.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm (дата обращения 16.10.2022)
  6. Сайт Учет и мониторинг малых инновационных предприятий [электронный ресурс]. URL: https://mip.extech.ru/ (дата обращения 16.10.2022)
  7. Финансирование науки в высшем образовании [Электронный ресурс]. URL: https://ipei.ranepa.ru/en/sobytiya-ceno/5316-finansirovanie-nauki-v-vysshem-obrazovanii (дата обращения 16.10.2022)
  8. Сайт Национальные проекты [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/opportunities/zanyatsya-issledovaniyami-v-molodezhnoy-laboratorii (дата обращения 29.10.2022)
  9. Росстат (сайт) [Электронный ресурс] https://rosstat.gov.ru/statistics/science (дата обращения 10.10.2022)
  10. Ершов, П. А. Импортозамещение и политика импортозамещения: теоретический подход к определению понятий / П. А. Ершов // Вестник Института экономики Российской академии наук. – 2017. – № 2. – С. 147-157. – EDN YFPSJD.
  11. Сайт Минобрнауки [Электронный ресурс.] URL: https://www.minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/60311/ (дата обращения 10.10.2022)
  12. Наука. Технологии. Инновации: 2021: краткий статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2021. – 92 с. – 300 экз. – ISBN 978-5-7598-2353-7 (в обл.).
  13. Сайт Учет и мониторинг малых инновационных предприятий [электронный ресурс]. URL: https://mip.extech.ru/index.php (дата обращения 16.10.2022).
Управление конкурентоспособностью в современных ус...
Материалы Министерства промышленности, новых техно...

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2022 Промышленная политика. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.