СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Аннотация. В статье рассматривается роль современных образовательных платформ в обеспечении качества обучения и надежности образовательного процесса. Даётся характеристика различным типам платформ. Отмечаются их положительные и отрицательные стороны. Приводятся примеры образовательных платформ. Анализируется образовательная платформа российской разработки Аматекса, её ключевые компоненты: доступность и инклюзивность, персонализированная подача материалов, эффективность оценки и обратной связи, безопасность данных, интеграция с локальными образовательными традициями и инфраструктурой.
Виталий Юрьевич Зайцев,
аспирант АНО ВО «Институт экономики и управления в промышленности»,
г. Москва
Алексей Валерьевич Рябинин,
д.э.н., ректор АНО ВО «Институт экономики и управления в промышленности»,
г. Москва
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАТФОРМЫ
КАК НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ КАЧЕСТВА И НАДЕЖНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
Процесс цифровизации образовательного процесса в России регулируется рядом законодательных актов. Среди них следует выделить:
• Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».Этот закон содержит норму, согласно которой использование электронного обучения и дистанционных образовательных технологий относится к компетенции образовательных организаций.
• Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды», который определяет условия для реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных технологий.
Цифровизация, безусловно, играет важную роль в жизни современного общества, в том числе и в образовании. Она включает в себя использование онлайн-платформ, интерактивных досок, мобильных приложений, искусственного интеллекта, виртуальной и дополненной реальности и других инновационных инструментов. Среди преимуществ цифровизации образовательного процесса стоит выделить:
1. Появление возможности благодаря онлайн-курсам, электронным учебникам, интерактивным занятиям получать образование в любое время и в любом месте людям из удалённых регионов страны, людям с ограниченными возможностями, людям, у которых в силу различных обстоятельств нет возможности посещать традиционные учебные заведения.
2. Индивидуализацию обучения – подстраивание контента под уровень знаний учащегося в зависимости от его успеваемости.
3. Улучшение коммуникации между учащимися и преподавателями при использовании онлайн-чатов, виртуальных аудиторий, видеоконференций и т.п. Всё это позволяет быстро и легко обмениваться информацией, задавать вопросы и оперативно решать проблемы.
4. Интерактивное обучение. Цифровые инструменты и программное обеспечение позволяют создавать захватывающие учебные программы. Учащиеся могут проводить эксперименты, решать задачи и получать обратную связь, взаимодействовать с учебным материалом. Такой подход улучшает усвоение материала.
5. Развитие цифровой грамотности. Благодаря цифровизации, студенты учатся работать с информацией, новой техникой, развивают аналитическое и критическое мышление. Это важные навыки для успешной жизни в современном обществе, в котором большую роль играют цифровые технологии.
6. Автоматизацию повседневных задач, на которые затрачивается много времени – составление плана занятий, ведение учёта посещаемости и успеваемости, оценивание студентов и т.д.
В современном мире cо стремительно развивающимися информационными технологиями, вопросы цифрового образования всё активнее выходят на передний план. В условиях нарастающей необходимости адаптации традиционных методов обучения к новым реалиям и требованиям широкое распространение в России получили образовательные платформы – интегрированные экосистемы, объединяющие контент, инструменты взаимодействия, оценивания и аналитики, которые способны не только обеспечить доступ к знаниям, но и трансформировать сам процесс обучения. Эффективность обучения напрямую зависит от качества и надежности используемых образовательных платформ, которые перестают быть лишь хранилищами материалов: они становятся средами, где проектируется образовательный опыт, поддерживаются индивидуальные траектории учащихся, обеспечиваются прозрачность и устойчивость образовательных процессов.
Стоит выделить несколько типов образовательных платформ, каждая из которых решает свои специфические задачи и обладает определенными возможностями и ограничениями, которые необходимо учитывать, выбирая ту или иную платформу:
Системы управления обучением (LMS) – платформы для организации онлайн-обучения, которые включают в себя инструменты для создания курсов, отслеживания прогресса, оценки результатов и администрирования (например, Moodle, Canvas, Blackboard, iSpring Learn). Среди положительных характеристик этих платформ отмечается комплексность, детальная аналитика, контроль процессов. Среди отрицательных – сложность настройки, высокую стоимость внедрения. Оптимальным сценарием использования таких платформ является систематическое обучение с формальной оценкой результатов.
Системы, ориентированные на предоставление курсов широкой аудитории, часто с возможностью получения сертификатов (MOOC) – платформы массовых открытых онлайн-курсов (например, Coursera, edX, Stepik, Открытое образование). Из плюсов этих платформ можно отметить масштабируемость, наличие готовой аудитории, профессионального контента, из минусов – ограниченные возможности кастомизации. Используют такие платформы для массового обучения, просветительских проектов.
Инструменты для вебинаров и видеоконференций – платформы, которые специализируются на проведении синхронных онлайн-занятий (например, Zoom, Microsoft Teams, Webinar.ru). Сильными сторонами таких платформ является интерактивность, прямая коммуникация, а слабыми – зависимость от качества интернет-соединения, сложность масштабирования. Используются такие платформы для «живых» лекций, консультаций, а также для групповой работы.
Сервисы для создания и продажи собственных курсов – авторские платформы (например, Teachable, GetCourse). Эти платформы отличаются простотой запуска и наличием встроенных маркетинговых инструментов, но имеют ограниченный функционал для комплексного обучения. Такие платформы подойдут для коммерческих курсов, индивидуального преподавания.
Виртуальные лаборатории и симуляторы – платформы для практического обучения в виртуальной среде (например, LabXchange, PhET Interactive Simulations). Эти платформы разработаны для практического обучения техническим и естественнонаучным дисциплинам. Но они узко специализированы и имеют высокую стоимость разработки.
Очевидно, что при выборе той или иной образовательной платформы необходимо учесть основные задачи, которые эта платформа и поможет решить, а именно: масштаб обучения, особенности взаимодействия с аудиторией, типы контента, технические возможности, так как от правильного выбора типа платформы будет зависеть эффективность всего учебного процесса.
В качестве примеров некоторых современных российских образовательных платформ можно привести следующие.
Для школьников:
- «Учи.ру». Адаптивная образовательная платформа для школьников 1-11 классов. Использует технологии искусственного интеллекта для построения индивидуальной траектории обучения и готовит к государственным экзаменам.
- «Российская электронная школа» (РЭШ). Государственный проект с бесплатным доступом к школьному курсу для учеников и методическим материалам для учителей. Базируется на федеральных образовательных стандартах.
Для студентов университетов:
- «Универсариум». Площадка для массовых открытых онлайн-курсов от ведущих вузов и компаний. Фокусируется на междисциплинарных программах и развитии надпрофессиональных навыков.
- Stepik. Платформа массовых открытых онлайн-курсов с акцентом на программирование, математику и другие технические дисциплины. Предлагает удобные инструменты для проверки практических заданий.
Для профессионального онлайн-обучения:
- SkillBox. Платформа с обширным выбором программ по дизайну, программированию, маркетингу и управлению. Отличается качественной проработкой практических заданий и менторской поддержкой.
- GeekBrains. Онлайн-платформа, на которой собраны курсы для специалистов в области IT и цифровых технологий.
Среди большого количества современных образовательных платформ следует выделить платформу Аматекса – многофункциональную интегрированную платформу обучения и поддержки социальной коммуникации, имеющую статус российского программного обеспечения и официально внесенную в реестр отечественных программных продуктов (Протокол заседания экспертного совета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 24.12.2024 № 1001пр; запись в реестре российского ПО за № 25897 от 28.12.2024 г.). [6].
Платформа Аматекса представляет собой комплексную образовательную среду, которая объединяет инновационные методики, современные технологии и индивидуальный подход к обучающимся. Платформа предлагает большое разнообразие курсов, которые охватывают различные области знания и самые разные уровни подготовки. Она ориентирована как на новичков, так и на профессионалов, стремящихся углубить свои знания или освоить новые навыки. Такой разнообразный выбор делает платформу Аматекса актуальной для всех категорий учащихся.
Одним из ключевых факторов, способствующих успеху платформы Аматекса, является использование ею интерактивных и адаптивных методов обучения. Платформа активно применяет геймификацию, что позволяет обучающимся не только получать знания, но и активно применять их на практике через решение задач, участие в симуляциях и игровых сценариях. Это значительно повышает уровень вовлечённости и мотивации, что, в свою очередь, приводит к более эффективному усвоению материала.
Технологический аспект платформы также играет важную роль. Аматекса использует возможности искусственного интеллекта и анализа больших данных для мониторинга успеваемости обучающихся. Системы, основанные на таких технологиях, способны адаптироваться под индивидуальные нужды учащегося, предоставляя ему персонализированные рекомендации и задания. Каждый обучающийся получает возможность пройти обучение в своём темпе, что является важным фактором для достижения успешных результатов.
Благодаря гибкости и разнообразию методов, используемых в Аматекса, обучение становится по-настоящему многогранным. Учащиеся могут выбирать различные форматы: от интерактивных вебинаров до самообразования через видеолекции и текстовые материалы. Такой подход позволяет каждому учащемуся находить наиболее удобные и эффективные способы усвоения информации.
Чтобы обеспечить высокое качество обучения, Аматекса активно привлекает экспертов и лидеров отрасли в качестве гостевых лекторов. Это создает возможность для студентов получать актуальные знания от практиков, которые непосредственно вовлечены в решение современных задач. Такие консультации значительно обогащают образовательный процесс, добавляя ему профессиональную ценность.
Кроме того, Аматекса активно внедряет принципы инклюзивного образования. Платформа предлагает обучающие материалы, адаптированные для людей с различными потребностями. Это делает её доступной для широкой аудитории и способствует созданию равных возможностей для всех обучающихся, независимо от их физического состояния или уровня подготовки.
На платформе существует возможность взаимодействия между обучающимися и преподавателями, что способствует созданию активного образовательного сообщества. Форматы онлайн-дискуссий, вебинаров и групповых проектов позволяют обучающимся обмениваться мнениями, делиться опытом и обсуждать сложные темы. Такой формат общения стимулирует критическое мышление и развивает навыки работы в команде, что особенно важно в условиях современного мира.
Также стоит отметить, что Аматекса придает большое значение обучению soft skills – навыкам межличностного общения, критического мышления, управления временем и командной работы. Эти навыки не менее важны, чем технические знания, и позволят обучающимся стать более успешными в своей карьере. Разнообразные тренинги, ролевые игры и групповые проекты, проводимые на платформе, помогают развивать эти качества.
Платформа Аматекса также активно сотрудничает с различными организациями и бизнесом, создавая программы стажировок и практики для обучающихся. Это способствует не только укреплению связей между образовательной и профессиональной средой, но и даёт обучающимся возможность ознакомиться с реальными условиями работы в выбранной ими области. Непрерывный обмен опытом между обучающимися и работодателями также позволяет обновлять и уточнять учебные программы в соответствии с актуальными требованиями рынка труда.
Очевидно, что Аматекса представляет собой не просто многофункциональную платформу для обучения, а целую экосистему, способствующую развитию образования в цифровую эпоху. Путём интеграции инновационных технологий, акцента на индивидуальные потребности обучающихся и создание активного образовательного сообщества, она существенно меняет представления о том, каким должно быть современное обучение.
В условиях постоянных изменений и вызовов, которые ставит перед нами мир, Аматекса является ярким примером прорыва в образовании, который способен удовлетворить потребности и ожидания нового поколения обучающихся. Платформа Аматекса не только способствует цифровизации общества и повышению качества образования, но и формирует новое поколение компетентных и ответственных специалистов, готовых к вызовам и изменениям в будущем.
Таким образом, образовательные платформы являются неотъемлемой частью современного образовательного процесса. Они способствуют созданию гибкой и адаптивной образовательной среды, где каждый обучающийся получает необходимые условия для достижения своих максимальных возможностей, обеспечивают качество, надежность и доступность образования. Важным преимуществом российских образовательных платформ является их адаптация под специфику отечественного рынка труда и образовательных стандартов. В отличие от международных, они учитывают особенности российского законодательства и требования работодателей. И это, безусловно, повышает практическую ценность получаемых знаний. Грамотный выбор образовательной платформы определяет эффективность образовательного процесса и может оказать существенное влияние на карьерную траекторию обучающихся. В этом случае платформа становится не просто источником информации, а надежным партнером в личностном и профессиональном развитии и обеспечивает устойчивое конкурентное преимущество на рынке труда.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 23.09.2025 г.).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 02.12.2019 №649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73235976/ (дата обращения 23.09.2025 г.).
- Платформы для онлайн образования: обзор и сравнения. https://sky.pro/wiki/profession/platformy-dlya-onlajn-obrazovaniya-obzor-i-sravnenie/ (дата обращения 23.09.2025 г.).
- AMATEXA.RU - Главная - онлайн-платформа для бизнеса и образования. https://amatexa.ru/?Itemid=0&ysclid=mc33772ri7631027651 (дата обращения 24.09.2025 г.).
- Рябинин А. В., Попков А. А. Многофункциональная платформа Аматекса – качественный прорыв в цифровом обучении. Журнал «Корпоративная социальная ответственность № 1-6/2025. https://kso-press.ru/ru/blogs/mnogofunktsionalnaya-platforma-amateksa-kachestvennyj-proryv-v-tsifrovom-obuchenii (дата обращения 24.09.2025 г.).
- Российский Реестр программного обеспечения. https://reestr.digital.gov.ru/reestr/?PAGE_N=9&PAGE_S=20 (Дата обращения 23.09.2025 г.).
Ключевые слова: цифровизация образования, цифровые образовательные платформы, искусственный интеллект, многофункциональная интегрированная платформа обучения и поддержки социальной коммуникации Аматекса, интерактивное обучение, инклюзивное образование, геймификация.






