Рекомендуемое

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАМЕНЫ ОТВЕТНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УВЕЛИЧЕНИЕМ ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН. 10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

https://www.istockphoto.com

Аннотация. В статье исследуется влияние санкций на экономику Российской Федерации. Интересны как последствия введения санкций, так и меры противодействия, предпринимаемые Правительством РФ по повышению устойчивости экономики и поддержки граждан в условиях санкций.

Стоит признать неудачным повышение торговых пошлин как меры противодействия санкциям. Более того, такие действия создают условия для развязывания «торговых войн» и замедляют экономический рост.

При своем в целом негативном воздействии на экономику нашей страны, присутствуют и положительные моменты – активно развиваются собственные технологии и производство. Достаточно действенными по снижению негативного воздействия санкций стали принятые Правительством РФ меры, разрешающие ввоз определенных видов продукции без согласия правообладателя и так называемый «параллельный импорт».

Ключевые слова. Экономические санкции, торговые пошлины на импорт, торговая война, импортозамещение, параллельный импорт, экономический рост. 

Иваровский Александр Григорьевич,

аспирант АНО ВО «Институт экономики и управления в промышленности», г. Москва, e-mail: ivarovskiy@yandex.ru

Попков Алексей Александрович,

к.э.н., заведующий отделом магистратуры и аспирантуры АНО ВО «Институт экономики и управления в промышленности», г. Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.SPIN-код: 6599-0950 

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ЗАМЕНЫ 
ОТВЕТНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ СО СТОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
УВЕЛИЧЕНИЕМ ИМПОРТНЫХ ПОШЛИН.
10 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

Санкции экономического характера, введенные против российской экономики и отдельных граждан, представляют значительный интерес для исследователей и практиков как 10 лет назад, так и в настоящее время. Данное исследование посвящено актуальным мерам противопоставления санкциям ответных мер как общего характера, так и специального регулирования.

Рассмотрен вопрос неактуальности повышения импортных пошлин как элемента ответных экономических санкций.

При проведении исследования использован метод выборочного интуитивного библиографического поиска источников в научной электронной библиотеке е-лайбрари и в сети
Internet (по состоянию на апрель – май месяц 2025 года), по ключевым словам, поиска «экономические санкции», «торговые пошлины на импорт» с последующим анализом информации и формулировкой (синтезом) выводов.

Санкции в связи с аннексией Крыма и войной в Донбассе – ограничительные политические и экономические меры, впервые введённые США, Евросоюзом, Австралией, Новой Зеландией и Канадой в отношении ряда российских организаций, политиков и общественных деятелей, отдельных отраслей российской экономики в 2014 году [1].

В 2015 году представлялось, что в ответ на введенные экономические санкции, перечеркнувшие принципы функционирования ВТО, достаточно будет действий по управлению спросом, стимулированию отечественных производителей к улучшению характеристик продукции и созданию совершенно новых образцов продукции. Также делалась попытка анализа эффективности замены ответных экономических санкций увеличением импортных пошлин [2].

С февраля 2022 года после начала Специальной военной операции (СВО) на Украине Европейский союз регулярно вводит против России санкции, традиционно объединяя разные запретительные и ограничительные меры в так называемые пакеты.

Так, после признания Российской Федерацией независимости ДНР и ЛНР Евросоюз запретил европейским компаниям торговать с этими республиками и ограничил доступ России к финансовым рынкам Европы.

Далее, после начала СВО ЕС ввел санкции против российской энергетики, транспорта, космической промышленности, производителей товаров двойного назначения и силовых ведомств. Европейским компаниям запретили поставлять им ключевые технологии и товары (например, полупроводники, комплектующие, самолеты и вертолеты).

Брюссель запретил поставлять в Россию наличные евро и отключил от международной системы межбанковских платежей SWIFT ряд российских банков. Также европейские чиновники расширили запрет на экспорт технологий в Россию: под новые ограничения попали средства морской навигации и радиокоммуникации.

Еврокомиссия запретила импорт российской сталелитейной продукции и ввела ограничения на сделки с рядом отечественных компаний. Исключением стала торговля природными ископаемыми и топливом в случае «строгой необходимости». Кроме того, Европейским рейтинговым агентствам запретили проводить финансовую оценку российских компаний.

В настоящее время в Еврокомиссии идет работа уже над 17-м пакетом санкций против России, «недалеко» ушли и другие страны, введшие санкции в отношении России.

США также запретили торговлю с ДНР и ЛНР, наложили санкции на крупнейшие финансовые организации и швейцарскую компанию Nord Stream 2 AG – оператора газопровода «Северный поток-2», ограничили возможности российских компаний рассчитываться в долларах и импортировать высокотехнологичные товары, запретили операции с ЦБ России, Министерством финансов РФ и Фондом национального благосостояния.

Последовал запрет на импорт нефти, газа и угля из России, а также инвестиции в предприятия российского ТЭКа. Под запрет попали алкоголь, непромышленные алмазы и морепродукты, для остальных товаров из России приостановили режим наибольшего благоприятствования в торговле, которым Россия пользовалась как член ВТО.

В феврале 2023 года США ввели заградительные пошлины на импорт около 100 металлов, полезных ископаемых и продуктов химической промышленности. Например, пошлина для России на импорт алюминия и изделий из него выросла на 200% [3].

Первоначально введенные против России санкции оказали свое влияние и на экономику стран, введших санкции, замедлился экономический рост, ухудшились показатели международной торговли, особенно в США. Что вынудило власти США принять решение о повышении пошлин для 185 стран-торговых партнеров. Однако такие действия привели к возможности возникновения «торговых войн», еще более ухудшили условия для международной торговли и замедляют экономический рост. Понятно, что главная цель торговых пошлин - решение проблемы профицита США в торговле с другими странами. Имея отрицательное значение чистого экспорта США имеют «минус» и в темпах экономического роста. Планировалось установить базовую минимальную ставку в размере 10%, однако для каждой страны тариф должен быть индивидуален и составлять половину от того, что они взимают с компаний, ввозящих американские товары [4].

9 апреля 2025года Трамп заявил, что приостанавливает на 90 дней действие дополнительных импортных пошлин, введенных по принципу взаимности, в отношении ряда стран и территорий. В Белом доме пояснили, что пауза связана с проведением торговых переговоров и в этот период будет действовать «универсальный тариф» в размере 10 %. Власти Израиля, Индии и Вьетнама начали переговоры с Трампом о снижении пошлин, еще 50 государств объявили о готовности к диалогу. Для Вьетнама пошлины должны были достигнуть 46 %, Индии – 26 %. Вероятно, пошлины с некоторыми странами будут взаимно понижены, а с другими США продолжат торговую войну.

Наиболее крупные экономики Китая и ЕС решительно отстаивают свои позиции и это ничего хорошего не сулит мировой экономике [5].

Тарифная война между США и Китаем началась после решения американского президента Д. Трампа ввести пошлины для китайских товаров в размере 34 % к уже существующим 20 %. В ответ Китай ввел пошлины аналогичного размера на продукцию из США. Тогда Трамп повысил тарифы на китайские товары до 104 %. Китай также поднял ставку – до 84 %. После этого президент США распорядился немедленно увеличить пошлины в отношении Китая до 125 %, а Китай уравнял тарифы. В результате того, что Китай принял ответные меры, ему теперь грозят пошлины в размере до 245 % на импорт в США [6].

Очевидно, что Китай не приемлет каких-либо сделок между другими странами, которые заключаются за счет его интересов, и примет ответные контрмеры на планы США добиться экономической изоляции Пекина. Китай выступает решительно против любых сделок, которые заключаются за счет принесения в жертву интересов Китая и у страны есть решимость и возможности защищать свои интересы. Пекин призвал все стороны «…стоять в вопросе «взаимных пошлин» на стороне справедливости, на правильной стороне истории и защищать международные торгово-экономические правила и многостороннюю торговую систему» [7].

Понимая всю бесперспективность таких действий 10 и 11 мая 2925 года стороны провели переговоры в Женеве в результате которых достигнуто соглашение о снижении на начальном этапе на 90 дней Вашингтоном пошлин на китайские товары с 145 до 30 %, а Пекин на американские снизит со 125 до 10 % [8].

При этом Китай активно выводит деньги с европейского рынка, распродает облигации казначейства Соединенных Штатов, понижает долю своих активов, которые хранятся на счетах в зарубежных банках для того, чтобы уменьшить риски в случае обострения ситуации [9].

Для России все происходящее в мировой торговле, в первую очередь, может отразиться на ценах на энергоносители. Во-вторых, следует ожидать ослабления валют развивающихся стран и России в том числе. Существенно возрастет и вероятность около нулевого роста ВВП России по итогам 2025 года.

Также с учетом того, что Россия не попала в список стран, для которых США повышают тарифы, есть вероятность направления части производимых товаров в нашу страну, что сделает их более доступными. Но и в таком сценарии против России свою роль играют существующие санкции.

Правительство РФ приняло ряд ответных мер как общего характера, так и специального регулирования. Были введены запреты на вывоз отходов и лома драгоценных металлов, риса и рисовой крупы, установлены квоты на вывоз минеральных удобрений, квоты на экспорт лома и отходов черных металлов, расширены возможности корректировки условий концессий, введено авансирование закупок промышленной продукции, установлены гранты и льготные кредиты производителям приоритетной промышленной продукции, ряд других мер по импортозамещению, ограничивающих государственные закупки товаров легкой промышленности и отдельных видов товаров машиностроения у иностранных поставщиков [10,11].

В основе Политики импортозамещения лежит процесс создания благоприятной среды для роста национальной промышленности и является одним из возможных направлений обеспечения промышленного и экономического роста регионов страны. Была обеспечена государственная поддержка предприятий, взявших на себя ответственную миссию по созданию импортозамещающих товаров, которая способствовала развитию и модернизации устаревших объектов промышленного производства.

Другой мерой противодействия санкциям стал т.н. «параллельный импорт», разрешенный для товаров, которые являются необходимыми для потребителей и замещать которые отечественная промышленность либо не может, либо пока не хватает необходимых объемов производства.

Нормативно-правовое регулирование, осуществленное в марте – апреле 2022 года, позволило разрешить ввоз определенных видов продукции без согласия правообладателя (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506 и Приказ Минпромторга РФ от 19 апреля 2022 года № 1532). Тем не менее, планируется постепенно сокращать список поставляемых товаров по мере того, как развивается отечественное производство недостающих позиций, нарастают поставки из дружественных стран и воздействуют другие факторы, при этом объем ввоза продукции по параллельному импорту на конец 2024 года уже снизился с $4 млрд до $3 млрд в месяц [12].

Российские предприятия в большинстве своем положительно (54 %) или нейтрально (26 %) оценивают возможную отмену санкций против России (эти предприятия все еще зависят от поставок импортных комплектующих, оборудования, материалов), несмотря на риск усиления конкуренции после возвращения зарубежных производителей. Вместе с тем, 18 % предприятий заявили об умеренно негативной оценке и 1 % – об определенно негативной [13].

Однако, страны ЕС не прекращают попыток в ультимативной форме влиять на политику Российской Федерации. 12 мая 2025 года правительство Германии заявило, что в случае отказа РФ от предложенного Европой и Украиной прекращения огня ЕС начнет подготовку дополнительных санкций против России.

По мнению пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова, язык ультиматумов не может использоваться для диалога с Россией [14].

Таким образом, желание поправить дела в национальной экономике за счет увеличения тарифов и пошлин на ввозимые товары из других стран приводит только к вспыхиванию «торговых войн», способных нанести вред уже всей мировой экономики.

Увеличение размеров пошлин в ответ на введенные экономические санкции не привело к действенным результатом. Ответными мерами стали действия по импортозамещению, активизации производства собственных товаров и применение так называемого «параллельного импорта».

Принятые Правительством РФ меры в основном позволили скомпенсировать воздействие санкций на национальную экономику и не допустить существенного снижения уровня жизни населения страны.


Литература:

  • 1. Санкции против России (2014). https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BD%D0%BA%D1%86%D0%B8%D0%B8_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8_(2014) (Дата обращения 23.04.2025 г.)
  • 2.Брюханов Д.В. Некоторые вопросы замены ответных экономических санкций со стороны Российской Федерации увеличением импортных пошлин. Сборник научных статей студентов факультета экономики, менеджмента и информационных технологий Института экономики и управления в промышленности по результатам научно-практической конференции «Влияние санкций на социально-экономическое развитие России: последствия и перспективы». – М.: 2015. С.4.
  • 3.Пакет с пакетами. https://www.kommersant.ru/doc/6531977#id=16 (дата обращения 17.04.2025 г.)
  • 4.В Кремле рассказали о борьбе с последствиями введения Трампом пошлин. https://dzen.ru/a/Z_OlTFuQXHe1Zlp0?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop. (Дата обращения 07.04.2025 г.)
  • 5.Экономист назвал истинную цель пошлин Трампа. https://finance.mail.ru/2025-04-09/ekonomist-obyasnil-zachem-tramp-vvel-poshliny-65629496. (Дата обращения 09.04.2025)
  • 6.США пригрозили Китаю пошлинами до 245 %. https://rg.ru/2025/04/16/ssha-prigrozili-kitaiu-poshlinami-do-245.html?utm_referrer=https%3A%2F%2Fauto.mail.ru%2Farticle%2F104564-stalo-izvestno-kakoj-yaponskij-brend-mozhet-vernutsya-v-rossiyu%2F%3Ffrom%3Dswap%26swap%3D2 (Дата обращения 16.04.2025).
  • 7.Китай ответил на сообщения о планах США по экономической изоляции. https://dzen.ru/a/aAWnYJmDBXmrrMlp?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (Дата обращения 21.04.2025 г.)
  • 8.Обошли тарифы: как изменится оборот КНР и США после снижения пошлин. https://dzen.ru/news/story/24d825e5-f005-508d-9834-5e812b938bb0?lang=ru&from=main_portal&fan=1&annot_type=trust&t=174 (Дата обращения 12.05.2025г.)
  • 9.ЕС заплатит за разворованные активы России. https://vfokuse.mail.ru/article/rasplata-kotoroy-ne-zhdali-es-vernet-rossii-20-mlrd-hitryy-hod-ssha-v-pashalnom-peremirii-65813547/(дата обращения 21.04.2025 г.)
  • 10.Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержки граждан в условиях санкций. http://government.ru/sanctions_measures/category/general/ (дата обращения 28.04.2025 года).
  • 11. Качан С.Д. Влияние экономических санкций на экономику Российской Федерации, контр-санкции, политика импортозамещения. Успехи современной науки. 2017, Том 5, № 3. С.179-180.
  • 12.Минпромторг решил сократить параллельный импорт. https://www.rbc.ru/business/17/04/2025/680088a19a794785ec437e67?from=story_5422bb83cbb20f63f25fb481 (дата обращения 17.04.2025 г.)
  • 13.Российские предприятия назвали плюсы и минусы возможной отмены санкций. https://finance.mail.ru/2025-04-23/rossiyskie-predpriyatiya-nazvali-plyusy-i-minusy-vozmozhnoy-otmeny-sankciy-65848348/ (Дата обращения 23.04.2025 г.)
  • 14. В Кремле ответили на угрозы введения новых европейских санкций против России. https://dzen.ru/a/aCHtXh8AugyhB1q6?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (Дата обращения 12.05.2025 г.)
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ И ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ИНВ...
Отечественные технологии начали внедрять в электро...

№ 4 - 6 / 2025

 

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2025 Промышленная политика в Российской Федерации. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.