ЭФФЕКТИВНОЕ ЛИДЕРСТВО И РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы лидерства, эффективного лидерства (это формы, условия, ресурсы и методы). Описываются лидерские компетенции, который необходимы, как воздух, для осуществления профессиональной деятельности сейчас и в будущем. 

Ключевые слова: убеждение, лидерский потенциал, социальная коммуникация, мотивация, поле лидерства. 

Повышенный интерес в настоящее время к проблеме лидерства определяется, возрастанием роли человеческого фактора в управлении организацией, усложнением процесса управления и зависимости от факторов человеческих отношений.

Лидеру в организации приходится ответит на довольно сложные и значимые вопросы: как оптимизировать производство, как стимулировать работников, какие методы управления использовать и т.д. Как правило, лидер несёт на себе определенную ответственность за организацию и работников, а ответ найти на эти вопросы иногда сложно. В связи с этим, необходимо подробнее изучать феномен лидерства.

В условиях современного бизнеса, когда развитие Интернет-технологий и инфраструктуры привело к глобализации почти любого рынка, данная тема становиться одной из самых актуальных. Глобальный экономический рост создаёт новый уровень конкуренции среди организаций и людей. Глобализация стирает границы между государствами и как следствие между секторами экономики. Чтобы сохранить свою конкурентоспособность на глобальном рынке, российским компаниям необходимо шагать в ногу со временем. Тем не менее, у очень узкого круга российских компаний действительно выходит показать пример лидерства, что и составляет основную проблемную ситуацию. В социокультурных и политических реалиях России не работают существующие и устоявшиеся на западе принципы управления компанией, что сильно затрудняет не только возможность глобального и национального лидерства, но и общей конкурентоспособности фирм на местном рынке.

Компании сталкиваются с проблемой руководства на уровне отделов, цехов, участков и организации в целом, а также с дефицитом лидерских качеств в человеческом капитале. Для организаций по всему миру нехватка лидеров является одним из самых больших препятствий на пути роста. Количество лидеров сокращается.

Российские ученые Л. И. Уманский, А. С. Залужный, А. С. Чернышев, А. Н. Лутошкин, Ю. А. Лунев исследовали феномен лидерства в реальных социальных группах. На основе изучения их работ можно дать определение лидерства как степени ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи. При этом неотъемлемой частью лидерства является общение. По сути, в данном контексте это означает способность передавать информацию другим с целью получения желательного и реального эффекта. С этой точки зрения лидер рассматривается как действенный коммуникатор.

Лидер, сообщающий информацию, должен не просто говорить; своими словами он должен возбуждать в людях энтузиазм. Ему не нужно передавать им собственную энергию, он должен высвободить ту, что скрыта в них. Для осуществления всех этих функций необходимы знания, умения и навыки эффективного лидерства, одним из элементов которого могут быть социальные коммуникации.

Таким образом, мы рассматриваем лидерство как форму эффективной коммуникации между субъектом управления и его объектом.

Развитие лидерства в настоящее время уделяется значительное внимание в силу того, что качества лидера по своей сути уникальны и своеобразны, а главное так необходимы для осуществления эффективного менеджмента.

Для России эта тема особо актуальна, поскольку необходимость построения лидерства связана с процессом глобализации. Особенности национального русского характера во многом определяют тенденцию развития современного российского лидерства.

Лидерство является процессом, с помощью которого один человек оказывает влияние на другого человека или группу. Лидерство в том смысле будет употребляться – социально-психологическое явление.

1. Сущность понятия лидерства.

Российская модель менеджмента имеет собственную специфику и стремительно развивается. Данный процесс осуществляется под влиянием систем управления других государств, поскольку так или иначе на мировом уровне сталкиваются все модели построения организации и происходит их массовая интеграция.

С каждым годом деятельность российских компаний приносит все больше результатов, а сами компании, в свою очередь, выходят на мировую арену. Функционирование компаний становится эффективным в результате воздействия методов регулирования деятельности ее сотрудников. Одним из таких методов является лидерство.

Лидерство – качество управленца (лидера), которое позволяет направлять работу людей на то, чтобы деятельность компании становилась все более эффективной и результативной. Способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации. Лидер должен уметь мотивировать людей, работающих в компании, создавать комфортные условия для работы, которые вызывали бы желание у сотрудников посещать свое рабочее место.

В основе лидерства лежат такие элементы, как власть и влияние.

Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида. Проявления влияние бывают самыми разнообразными. Это могут быть просьбы, приказы, угроза увольнения, идеи.

Власть – это возможность влиять на поведение других. Руководителю необходимо иметь власть, так как он зависит от людей, как в рамках своей командной цепи, так и вне её.

2. Концепции изучения лидерства.

Ученые использовали 3 подхода, для ответа на этот вопрос.

Основными подходами к изучению лидерства являются: ситуационный подход, поведенческий подход и подход с точки зрения личных качеств человека. Рассмотрим каждый более подробно, выделяя теории, на которых они базируются.

а) Подход, основанный на личностных качествах лидера.

Концепция личных качеств основывается на идее существования определенного набора личных качеств, который является общим для всех лидеров.

Подход с точки зрения личностных качеств. Согласно личностной теории лидерства, также известной под названием теории великих людей, лучшие из руководителей обладают определенным набором общих для всех личных качеств. С 1940 года учёные работают в этом направлении, но без результатов. Ещё не найдены те качества, которые были бы присущи всем крупным лидерам.

б) Поведенческий подход.

Ученые в области теории организации рассматривают эту проблему: они изучали не личные качества лидера, а его поведение. Формирование поведенческого подхода связано с разработками представителей школы поведенческих отношений. Чем руководствоваться при выборе стиля лидерства? Ответить на него нам помогут теории ситуационного лидерства.

Однако, обобщая результаты исследований, использовавших данный подход, группа авторов утверждает, что не существует одного «оптимального» стиля руководства. Очень вероятно, что эффективность стиля зависит от характера конкретной ситуации, и когда ситуация меняется, меняется и соответствующий стиль.

в) Ситуационный подход.

Более поздние бихевиористы считали, что необходим ситуационных подход к изучению лидерства, так, как и личностные качества и стиль управления во многом зависит от ситуации, в которую попал руководитель. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных, для того чтобы, обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. В ситуационном подходе к изучению лидерства полностью отвергаются личностные и поведенческие качества руководителя.

В конце 50-х гг. прошлого века исследователи выдвинули тезисы, заложившие основы ситуационного подхода к изучению лидерства в организации:

• сходство между организационными структурами свидетельствует о наборе качеств лидера, который в данных условиях может выступать в его роли;

• уникальность любой отдельно взятой организационной структуры вынуждает учитывать ситуационные факторы, влияющие на поведение лидера;

• в случае изменения ситуации невозможно определить, какие качества лидера будут оптимальными.

В ситуационных моделях акцент делается на внешние факторы, и на их влияние в выборе стиля управления. Но каждая модель включает в себя существенно разные наборы личных качеств и стилей управления. Так же разное определение понятию «эффективность».

К основным теориям ситуационного лидерства относятся:

1. модель руководства Ф. Фидлера;

2. подход «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса.

Для проводимого исследования наибольший интерес представляет теория жизненного цикла.

Теория основана на том, что стиль лидерства зависит от «зрелости». Зрелость включает две составляющие: профессиональную (квалификация, опыт, навыки) и психологическую (мотивированность работника). В соответствии уровню зрелости в данной теории выделяются четыре типа лидерства:

S1 – высокая ориентация на задачу и низкая на людей (давать указания);

S2 – одинаково высокая ориентация на задачу и людей (продавать);

S3 – низкая ориентация на задачу и высокая на людей (участвовать);

S4 – одинаково низкая ориентация на задачу и людей (делегировать).

Согласно данному подходу единый универсальный стиль лидерства отсутствует, и руководитель должен обладать гибкостью и умением приспосабливаться к конкретной ситуации.

Таким образом, не один из подходов не может во всём объеме раскрыть феномен лидерства. В связи с этим имеет значение говорить об комплексном рассмотрении этой проблемы. В этой связи можно интерпретировать лидерство как набор соответствующих личностных качеств отдельного человека (руководителя, неформального лидера и др., проявляющихся в его поведении в конкретной ситуации, характеризующейся потребностями и личностными качествами общества, группы, толпы.

Эффективный лидер умеет успешно использовать все типы коммуникаций, все коммуникативные каналы: словесные, книжные, мультимедийные и другие. Для формирования эффективного лидера необходимо, чтобы социальный субъект был «коммуникативной личностью». Теорией коммуникативной личности занимались такие смежные научные дисциплины, как социология, психология, лингвистика.

Во многих теориях лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – как субъект управления этим процессом. Допускается возможность обучения лидерству, опыт лидерского поведения можно формировать, в том числе в моделируемых ситуациях, развивая тем самым соответствующие лидерские качества, актуальные в современных условиях.

Лидерство можно представить, как сферу взаимодействия. Лидерство не столько личностный, сколько межличностный феномен. Важная задача лидера состоит в построении прочных рабочих отношений с другими людьми. Лидерство основано на неформальном влиянии лидера. Лидер обладает влиянием на последователей.

3. Влияние лидерства на эффективность деятельности организации.

Эффективность организации напрямую зависит от человека, который стоит у главы компании. Эффективность организации зависит от нескольких факторов, в которых лидер-руководитель занимает значительную часть. К ним относятся коммуникации, персонал, внешняя среда, изменения организации.

Роль лидера в управлении коммуникациями. Коммуникации – это посыл и получение информации во время взаимодействия. Сотрудники нуждаются в правдивой информации, т.к. она обеспечивает качественное выполнение заданий и позволяет согласовать планы и намеренья с руководством и окружающими. В связи с этим основной задачей лидера в этой сфере является определение цикличности коммуникаций как формальных, так и неформальных. Необходимо так же обеспечить доверие сотрудников к существующей системе коммуникаций. В организации возникает как формальная информация (информация в рамках должностных обязанностей), так и неформальная (направлена на поддержание отношений решений групповых и личных проблем). Обе формы информации могут быть продуктивными в зависимости от эффективности лидера.

Зачастую официальная информация проходит через неформальную коммуникационную сеть, что приводит к искажению поставленных задач. Эффективность в таком случае определяется влиятельностью неформального лидера и лояльности его к официальному руководству. Так же большую роль играет частота общения лидера-руководителя и неформального лидера. Неформальный лидер играет роль хранителя информации и её транслятора. Фактически неформальные лидеры формируют общественное мнение к заданиям руководства. Поэтому необходимо хорошее взаимоотношение между двумя типами лидерства. Высокая продуктивность организации зависит от наличия лидера готового руководить системами коммуникаций, обеспечивая своих сотрудников достоверной информацией.

Роль лидера в управлении персоналом. Любая организация – это совокупность стабильных социальных групп, энергия которых может быть направлена, как в созидательном направлении, так и разрушительной. Компетентный лидер способен сформировать группу рабочих, и регулировать производительность труда этой группы. Для большей эффективности он должен учитывать динамику развития группы, и управлять в соответствии с фазой, на которой она находиться. Групповая динамика – это поэтапное развитие группы, с отличительными особенностями каждой фазы. Таких фаз существует 4: формирования, взрыва недовольства, выработка групповых норм, выполнения задания. Эффективное лидерство предполагает способность удовлетворить запросы группы на каждом этапе её развития.

Так же эффективность лидера зависит от его способности обеспечивать контроль над различными подчинёнными, уметь находить личный подход к каждому. Выделяют сотрудников, ориентированных на цель (предпочитает совместно с руководителем прояснять конечную цель и самостоятельно разрабатывать план мероприятий по выполнению задания), и ориентированных на задание (предпочитают детализированные задания, расписанные со всеми сроками и ресурсами, чувство комфорта в стабильной обстановке). Лидеру для эффективной деятельности необходимо создать комфортные условия работы для своих сотрудников.

Роль лидера в управлении внешними связями. Лидеру зачастую приходится защищать интересы своей организации перед лидерами других компаний. Во внешних связях организации образуют 2 типа отношений:

  • •коалиции (объединение организации, для достижения ощутимых целей);
  • •партнёрства (взаимоотношения, основанные на взаимных интересах и заранее оговоренному плану).

Лидеру необходимо трезво оценивать силы своих партнёров и конкурентов, и использовать по максимуму весь потенциал для развития своей организации. В коалициях роль лидера заключается в защите общих интересов и взаимодействие с внешними коалициями. У правление партнёрством предполагает выбор характера отношений с организациями, принятие решений, согласование работы с партнёрами, извлечение выгоды.

В настоящее время практикуется большой спектр технологий по созданию и развитию партнерств. Компетентность лидера в выборе подходящей технологии сказывается на деятельности всей организации.

Роль лидера в управлении изменениями. Для развития организации необходимы перемены в ней. Наиболее эффективным путем проведения изменений является проведение их представителями организации, которые обладают полнотой власти, а также определенным авторитетом, для организации группы сторонников. Эти изменения воплощает в жизнь лидер, так как он обладает:

  • •определенной информацией, благодаря которой он видит достоинства и недостатки своей организации, и может предвидеть влияние внешних факторов на эти изменения;
  • •специалистами, которые рассмотрят изменения с разных точек зрения и могут высказать свои идеи для большей эффективности;
  • •ресурсами для внедрения своих идей в организацию.

Для получения максимального эффекта лидер может действовать в двух направлениях: создание уверенности в сотрудниках о необходимости проведения изменений, и реструктуризация организации и разрешение проблем между подразделениями.

Эффективность проведения так же связана со способностью руководителя сформировать ответственность за выполнение изменений среди своих работников. Ответственное отношение работников непосредственно связано с эффективностью организации.

Таким образом, можно сделать вывод, что роль лидера в организации заключается в управлении основными компонентами организации. К ним относятся коммуникации, персонал, внешняя среда, изменения в организации. Для эффективного управления организацией лидеру необходим качественный анализ существующей ситуации в компании и тщательной подборке способа управления.


Литература:

1.Друкер Питер, Задачи менеджмента в XXI веке.: Пер. с англ.: – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 272 с.

2.Теория менеджмента. Учебник Ю. В. Гусаров, Л. Ф. Гусаров, – М. Инфра-м, 2024. – 263 с.

3.Евтихов О. В. Евтихов О.В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика. – СПб.: Речь, 2007. – 238 с.


References:

1.Drucker Peter, Management Challenges in the 21st Century: Translated from English: – M.: Williams Publishing House, 2004. – 272 p.

2.Management Theory. Textbook Yu. V. Gusarov, L. F. Gusarov, – M. Infra-m, 2024. – 263 p. 

3.Evtikhov O. V. Evtikhov O. V. Leadership Strategies and Techniques: Theory and Practice. – St. Petersburg: Rech, 2007. – 238 p.

ПРОБЛЕМНЫЙ АНАЛИЗ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ СИС...
К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРА...

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2025 Промышленная политика в Российской Федерации. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.