РОЛЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА В ВОСПИТАНИИ САМОСОЗНАНИЯ КАК ВАЖНЕЙШЕГО ЭТАПА В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

1727792165376

Аннотация. В статье говорится об истории развития экологии как науки и рассматривается процесс экологизации наук как необходимый этап развития общества. Показаны основные формы экологизации и способы претворения этой задачи в жизнь на всех уровнях. Данная работа отмечает необходимость переориентации науки в направлении синтеза с другими отраслями культуры и материального производства для предотвращения разрушения биосферы и управления естественными системами было на основе экологических знаний и в соответствии с объективными законами природы.

В настоящее время отношение «природа и общество» определяется тесной зависимостью от отношения человека к природе. Любое фундаментальное открытие в какой-либо области знаний, а также его дальнейшее практическое применение могут вызвать серьезные изменения в окружающей среде и, соответственно, оказать колоссальный эффект на всю планету в целом. При этом большое значение имеет связь между фундаментальными науками физико-химического цикла, техническими науками и науками, изучающими биосферу и отдельные биогеоценозы.

Образование было необходимо человеку для освоения и приспособления окружающей среды для выживания, а также обеспечения безопасности и создания комфортных условий его существования. Сейчас для достижения данной цели необходимо и настоятельно обучать заботе о природе. Человек должен обучаться не только тому что и как взять у природы, но и тому, что ей нужно отдавать. Современный подход невозможен без просвещенного, высокообразованного специалиста, воспитанного как новая «экологическая личность» с развитым экологическим сознанием. Будучи частью Вселенной и ощущая неразрывную связь с природой, человек должен осознавать и неутомимо претворять в жизнь идею о том, что для решения экологических проблем нужно:
1) сокращение потребления;
2) изменения образа жизни человека;
3) обращение интересов в духовную сферу, в область искусства и обогащающего общения.
Данными вопросами по развитию окружающей среды занимается экология [1].
Выделение экологии в самостоятельную науку связано с появлением в ХIХ веке эволюционного учения Ч. Дарвина о происхождении видов, указывающим на взаимозависимость и взаимовлияние всех форм живой и неживой природы. При исследовании эволюции живых организмов, Э. Геккель, немецкий зоолог, создает новую науку, изучающую все взаимосвязи в природе. Зарубежные и русские ученые усиленно развивают эту науку, обнаруживая все новые и новые доказательства взаимосвязи мертвой и живой природы. Появляются новые термины: биоценоз и биотоп. Но на данном этапе развития науки «Экологии» человек, как одухотворенное существо, как бы отделен от растительного, животного и минерального царств, то есть представление о единстве живых организмов и условий среды не является доминирующим мировоззрением.
Начало ХХ века. Это переломный момент для развития экологии. В.И. Вернадский обнаруживает обратное влияние «живого вещества» на «косную» природу и формирование «биокосных природных тел». Это дает толчок «комплексным исследованиям» экосистемы с развитием новых направлений и упрочением экосистемной теории. Воздействие человека на природу становится основополагающим объектом изучения в экологии [2].
Вторая половина ХХ столетия. Неразумная власть человека над природой грозит экологическим кризисом, что вызывает озабоченность мирового сообщества. В экологии формируется биоцентрическое направление, где осознается роль человека как части природы и его зависимость от ресурсов планеты и природных процессов.
При дальнейшем развитии экологии как науки предметом ее изучения становятся и человек, и экология всех слоев общества, и совокупность взаимосвязей в природных экосистемах, постепенно «выходя за рамки» биологии. Одновременно модернизируется и совершенствуется инструментарий, изучающий экосистемы и биосферу в целом, и системный анализ становится методической основой экологии, превращая ее в интегрированную науку, исследующую общие закономерности, справедливые как для природы, так и для общества.
Основные задачи современной экологии:
- наблюдение и изучение изменений в биокосных системах Земли,
- разработка рекомендации по управлению этими изменениями;
- поиск путей сохранения биосферы;
- изучение законов функционирования природных и антропогенных экосистем,
- управление природными, антропогенными системами и человеческим обществом в соответствии с законами природы, а не вопреки им;
- поиск гармонии между экономическими и экологическими интересами человека, между оптимальными формами природы и человеческого общества.
С увеличением роста социальных проблем, раскрытия несостоятельности и варварского характера существующих общественных систем все более значительная часть человечества, особенно молодежь, начинают осознавать опасность экологического кризиса, катастрофических преобразований планетарной системы и понимать необходимость изменений, а также поиска иных путей решения назревшего кризиса.
Социальные перемены претворяются в жизнь на трех уровнях: индивидуальном, национальном и глобальном. Поэтому для того, чтобы предотвратить разрушение биосферы необходимо на всех уровнях стремиться к тому, чтобы эксплуатация природных ресурсов была рациональной, чтобы управление естественными системами было на основе экологических знаний и в соответствии с объективными законами природы.
В.И. Вернадский отмечал, что течение событий будущего может быть определено волей и разумом человека, планета вступит в новый этап эволюции – ноосферу – эру, управляемую человеческим разумом, гарантирующим прогрессивное развитие на основе экологически грамотного использования и приумножения природных ресурсов [3]. Наука обретает тенденцию экологизации и переориентированная наука вступает в эру ноосферы.
Основные предпосылки возникновения ноосферы (по Вернадскому В.И)[4]:
- расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
- развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
- открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
- победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
- всё более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.
Характерной особенностью работ Вернадского В.И. является исторический оптимизм: единственное доказательство существования прогресса он видел в необратимом развитии научного знания.
Термин «экологизация» включает в себя несколько понятий [5]:
1) Проникновение экологических идей во все стороны общественной жизни.
2) Путь общественного развития, учитывающий глобальные экологические ограничения в сочетании с хозяйственными начинаниями, технологиями и техники на окружающую человека среду и природу. В конечном итоге, модель общественного развития рассчитывается на сохранение возможности существования и развития длинной цепи поколения людей в рамках закона «единства «организм – среда»» и правила соотношения условий природной среды к генетической предопределенности организма человека, указывающих, что резкое антропогенное изменение среды жизни на Земле приведет к неминуемому вымиранию человечества.
3) Процесс неуклонного и последовательного внедрения новейших систем технологических, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов и условий наряду с улучшением или хотя бы сохранением качества природной среды на локальном, региональном и глобальном уровнях.
Экологизация – это наиважнейшее требование современности. Основные формы экологизации:
- развиваются науки, переходные от экологии к другим наукам биологического цикла, к наукам о Земле, к наукам физико-химического цикла, к техническим и сельскохозяйственным наукам.
- включение курса экологического образования во все гуманитарные науки, в частности, филологических наук, с целью развития «экологического сознания»;
– освоение «культуры безопасности»;
– воспитание «экологической личности».
«Экологическое сознание» и его дальнейшее развитие подразумевают признание необходимости сохранения, а также дальнейшего совершенствования, соблюдения и выполнения всех правил нравственного кодекса общественного поведения. Люди должны четко разграничивать истинные добродетели (добро) и истинные пороки (зло) [6].
Основные задачи экологизации кругозора:
- приобретение знаний, показывающих связь экологических отношений с экономикой, научно-техническим прогрессом, политикой, правом;
- формирование ответственности за сохранность природы;
Выполнение этих основных задач возможно при наличии сложного системного образования, высота и зрелость уровня которого определяется осознанием ответственности.
Ответственность – философско-социологическое понятие, отражающее исторически конкретный характер, во-первых, отношений между субъектами ответственности (в диапазоне от личности до общества) с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований и, во-вторых, их отношения к объективным потребностям общественного развития. У индивида ответственность формируется как результат господствующих в обществе требований, норм, законов, с которыми человек должен соизмерять свои поступки. Усвоив диктуемые временем требования, нормы, законы, человек приобретает личные убеждения, которые становятся основой мотивации его поведения. Таким образом, поведение регулируется одновременно и обществом, и самой личностью – ее внутренним долгом, совестью, честью[7].
В настоящее время экологическая ответственность определяется:
- осознанием необходимости экономии природных ресурсов, то есть экономической ответственностью;
- пониманием важности создания малоотходных и безотходных технологий, то есть с ответственностью за развитие и внедрение в производство науки и техники;
- настраивание и установка на соблюдение природоохранного законодательства, то есть с правовой ответственностью, и т. д.
Высокий уровень развития современной науки позволяет жить в гармонии с природой. И человек, по мере развития своего экологического сознания и осознания своей ответственности постепенно должен восстанавливать нарушенный баланс и достигать согласия с природой. Современное материальное производство со всеми достоинствами и недостатками по существу является преломлением достоинств и недостатков научного познания, его конкретно-исторических особенностей. Технический прогресс обусловливает тип общества, в котором мы живем, а технологические структуры, базирующиеся на достижениях науки, реально изменяют образ и качество жизни людей. Таким образом, экологизированное общество может создаваться только на основе экологизированной науки. И, соответственно, перед наукой, встают новые задачи:
- изучение адаптации биосферы к условиям, созданным человеком;
- изучение механизмов и возможностей адаптации самого человека к изменяющейся среде;
- выяснение новых системных закономерностей, которые порождены соединением в целостную систему первичной биосферы и индустриально-технических элементов.
Наука способствует прогрессу общества совместно с другими отраслями культуры и материального производства, а не является отраслью, кардинально отличающейся от всех остальных. Обеспечение целостности познания требует переориентации науки в направлении синтеза с другими отраслями культуры и материального производства. Такой синтез и призван обеспечить экологизацию науки. Поскольку наука не может быть самоцелью, ее ценностная переориентация - составная часть всей культуры всего общества и осознания своей ответственности.

Литература:

  • 1. О.В. Арсеева «Экология и прогресс человечества», Москва, 1990 г., МГАХМ
  • 2. Е.В. Ляпкин «Экологизация современной науки», Москва, 1991 г., МГАХМ
  • 3. В. И. Вернадский, Отв. ред. А. Л. Яншин; «Научная мысль как планетное явление», изд. «Наука», 1991 г.
  • 4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Вернадский,_Владимир_Иванович
  • 5. Н.Ф. Реймерс «Экология: теория, законы, правила и гипотезы», журнал «Россия молодая», Москва, 1994 г.
  • 6. Боднар Л.Г., Воронина В.Э., Сдобнова С.О. «История развития экологии как науки и экологизация наук - необходимый этап развития общества», журнал «Аспирант и соискатель», 2011, № 6 (66), с. 11-13.
  • 7. https://studfile.net/preview/8413232/p.4/
ВЛИЯНИЕ ЦИФРОВЫХ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ РЕАЛИЙ ...

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2022 Промышленная политика. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.