СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ ПОЛИТИКИ Г. МОСКВЫ
Аннотация. В условиях быстрого развития экономики страны, важное место занимает транспортная политика города, которая является одной из главных основ экономики. Транспорт – это средство перемещения людей, информации и грузов из одного места в другое. Регулирование рынка транспортных услуг учитывает объединение экономических и административных методов влияния на деятельность транспорта, проведения регулирования как в долгосрочной перспективе, так и в режиме оперативных влияний, что и определяет актуальность темы исследования. В статье приведено исследование состояния транспортной политики в городе Москва, предложены пути совершенствования транспортной политики.
Ключевые слова: транспорт, транспортная политика, Мосгортранс.
Необходимость данного исследования заключается в том, что транспортный комплекс является одним из ключевых секторов экономики современного города. Его роль подчеркивается значительным вкладом транспорта в формирование макроэкономических показателей страны в целом (в России по последним данным его доля в ВВП составляет порядка 8 %) и соответствующего региона, а также существенным влиянием на другие отрасли экономики и социальную сферу.
Сектор транспорта и связи входит в перечень базовых видов экономической деятельности г. Москвы, занимая четвертое по значимости место в структуре экономики города; по данным Мосгорстата, в 2019 г. Его доля от ВРП региона составила 9 %. Высокая социально-экономическая значимость транспорта определяет необходимость адекватной политики регулирования этого сектора, создания системы оценки и мониторинга ее эффективности [1].
ГУП «Мосгортранс» выполняет функции уникального и технологически неразрывного организационно-производственного цикла - склады, парки, путевые установки, системы энергоснабжения и дорожного движения, техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, изготовление запчастей, информационная поддержка и сбор платы за проезд - для оказания транспортных услуг населению города Москвы.
Сейчас одной из самых важных миссий ГУП «Мосгортранс» – обеспечение благоприятных условий труда и качества жизни работников предприятия. Являясь одним из крупнейших операторов наземного городского пассажирского транспорта в Европе, предприятие уделяет особое внимание важным социальным стратегическим инициативам.
Корпоративная социальная ответственность является важнейшим принципом работы ГУП «Мосгортранс».
Деятельность предприятия в этой области носит системный характер и направлена на создание эффективных и безопасных рабочих мест, обеспечение социальной защищенности работников, непрерывное профессиональное развитие персонала, поддержание благоприятной социальной обстановки.
В ГУП «Мосгортранс» также сформирована комплексная система мотивации, которая обеспечивает максимальную заинтересованность работников в результатах своего труда и достижении стратегических целей.
Оценка влияния проводимой политики на транспортную инфраструктуру Москвы – сложный вопрос, требующий учета различных факторов. Однако есть несколько ключевых областей, в которых политика играет ключевую роль.
1. Развитие общественного транспорта. Правительство Москвы стремится создать благоприятные условия для пользования общественным транспортом, одновременно увеличивая его пассажиропоток. Эта политика предполагает модернизацию метро, расширение трамвайных линий и строительство новых выделенных полос для общественного транспорта.
2. Улучшение дорожной инфраструктуры. Городские власти уделяют особое внимание развитию дорожной инфраструктуры и улучшению условий для автомобильного транспорта. Это включает в себя строительство новых дорог, расширение существующих магистралей и модернизацию дорожного покрытия.
3. Ограничение использования автотранспортных средств. Принимаются меры по ограничению использования автотранспортных средств для борьбы с загрязнением окружающей среды и уменьшения заторов на дорогах. Это включает в себя ограничение въезда в центр города для определенных категорий транспортных средств и внедрение системы электронного документооборота при перевозке грузов.
4. Содействие развитию велосипедной инфраструктуры. В соответствии с экологической повесткой дня, городские власти активно предпринимают усилия по стимулированию развития велосипедной инфраструктуры.
В Москве обустроены специализированные велосипедные дорожки, созданы пункты проката велосипедов, предусмотрены места для хранения велосипедов в общественном транспорте. В целом стратегия Правительства Москвы сосредоточена на расширении транспортной инфраструктуры столицы и улучшении условий мобильности для ее жителей. Однако каждая мера имеет свои достоинства и недостатки, а их эффективность зависит от успешного выполнения и приведения в соответствие с требованиями населения. Например, расширение сети общественного транспорта может уменьшить пробки на дорогах и загрязнение воздуха, хотя и требует значительных инвестиций и потенциально создает неудобства для определенных групп лиц.
Аналогичным образом, введение ограничений на использование автотранспортных средств поможет снизить ущерб окружающей среде и уменьшить заторы на дорогах, но также это может нарушить распорядок дня людей, которые в значительной степени полагаются на автомобили для удовлетворения личных потребностей.
Развитие велосипедной инфраструктуры может способствовать повышению благосостояния жителей и смягчению последствий загрязнения окружающей среды. Однако это также сопряжено с определенными рисками на дорогах и может вызвать дискуссии относительно необходимости подобных инициатив. Таким образом, эффективность политики в области транспортной инфраструктуры, проводимой Правительством Москвы, зависит от учета множества факторов, включая потребности граждан, доступность и удобство видов транспорта, а также социально-экономические соображения.
Для улучшения транспортной ситуации предлагается осуществить ряд мер, основные из которых направлены на увеличение провозной способности транспорта общего пользования и повышение комфорта пассажиров, а также сдерживание использования личного автомобильного транспорта в рабочие дни. В ходе реализации Государственной программы города Москвы «Развитие транспортной системы» (далее – Государственная программа) планируется осуществление мер, выполняемых в тесном взаимодействии с населением города и рассчитанных на период до 2025 года.
Результатами выполнения Государственной программы должны стать:
- увеличение объема перевозок пассажиров транспортом общего пользования;
- сокращение интервалов движения транспорта общего пользования;
- повышение комфортности поездок на транспорте общего пользования за счет увеличения количества пассажирских мест и использования подвижного состава новых типов, приспособленных для перевозки маломобильных групп населения;
- расширение функционала интермодальных проездных билетов (проездных билетов, действующих на различных видах транспорта общего пользования);
- оптимизация системы платных парковок в центральной части города и формирование данной системы в местах значительного притяжения автомобильного транспорта;
- сокращение количества поездок на легковом автомобильном транспорте в центральную часть города;
- снижение количества транзитных грузовых перевозок через город;
- закрытие начальных и конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок, не зарегистрированных в реестре остановочных пунктов межрегиональных маршрутов регулярных перевозок;
- создание системы связующих проездов (хордовых и рокадных направлений) между сегментами улично-дорожной сети города Москвы;
- формирование новых сервисов, позволяющих планировать, оплачивать и осуществлять поездки на разных видах транспорта общего пользования;
- повышение экологичности транспорта общего пользования;
- повышение безопасности пассажиров на транспорте общего пользования;
- внедрение передовых технологий в транспортную систему города Москвы.
Планируется развитие дублирующих направлений магистральных радиальных автомобильных дорог, системы хордовых связей между ними, а также дальнейшее строительство пешеходных переходов и искусственных сооружений на улично-дорожной сети, в том числе на пересечениях с железными дорогами. Необходимо повышать эффективность системы управления дорожным движением, развивать новые виды транспорта, уделять повышенное внимание дальнейшей работе по приспособлению подвижного состава транспорта общего пользования для маломобильных групп населения. В 2023 году планируется ввод в эксплуатацию новых центральных диаметров Московской железной дороги (Московских центральных диаметров) на Ленинградско-Казанском (МЦД-3) и Киевско-Горьковском (МЦД-4) направлениях, что улучшит транспортную доступность для 5 млн. жителей города Москвы и Московской области. Парк электробусов по итогам 2025 года составит более 2 800 единиц, увеличение числа электробусов позволит сократить вредные выбросы в атмосферу. В 2022 году весь наземный городской пассажирский транспорт перешел на тактовое расписание – регулярный и предсказуемый график движения с равными интервалами 5-8 минут в часы пик между рейсами.
Планируемые макроэкономические показатели по итогам реализации Государственной программы в 2025 году [2]:
объем пассажирских перевозок на транспорте общего пользования достигнет 5,08 млрд. пассажиров в год;
доля транспорта общего пользования в среднесуточном объеме пассажирских перевозок в рабочие дни достигнет 66 процентов;
плотность улично-дорожной сети на квадратный километр площади Москвы увеличится до 2,54 км/кв.км с учетом присоединенных к городу Москве с 1 июля 2012 г. территорий.
Интеграция современных технологий в транспортную систему столицы - в центре внимания ГУП «МОСГОРТРАНС» [3].
В последние годы отмечается существенная положительная динамика в развитии единой транспортной системы города.
Правительство Москвы прилагает колоссальные услуги в развитии транспортной системы города.
Достаточно важными аспектами в развитии транспортной системы города и избавлении его от пробок, могут стать следующие шаги:
1.Создание бессветофорного наземного автомобильного движения в городе. Это предполагает строительство подземных переходов для пешеходов или надземных пешеходных мостов. На период реализации этой программы, целесообразной представляется интенсификация работы ГИБДД Москвы по созданию и развитию системы «зеленой волны» светофоров.
2.Продолжение работы по реконструкции развязок на сложных узлах пересечения магистралей в городе, а также на вылетных магистралях, в частности, при пересечении со МКАД.
3.Строительство над основными магистралями второго яруса автомобильных дорог с целью оптимального использования пространства и при безусловном сохранении исторического облика Москвы, особенно в центральной ее части.
4.Совершенствование системы дорожных знаков
5.Развитие перехватывающих парковок.
Таким образом, транспортно-состоятельная планировка города – это идеал, к которому нужно стремиться.
Выводы:
Транспортная политика – важнейшее направление политики территории, которая направленна на формирование качественной и удобной транспортной системы.
Транспортная политика реализуется в отношении транспортной системы города и её структурных элементов, к которым относят: систему общественного транспорта, улично-дорожную сеть, а также пешеходную и велосипедную инфраструктуру.
В стратегию развития транспортной системы г. Москвы и Московской области на период до 2035 года включено 15 ключевых подпрограмм, целью каждой подпрограммы является увеличение провозной способности наземного городского пассажирского транспорта, улучшение качества и комфортности перевозок.
Литература:
1.Карпычева, М. В. Транспортная и распределительная логистика : учебное пособие / М. В. Карпычева. — Москва : Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. — 90 c.
2.Колочева, В. В. Транспортная логистика : учебное пособие / В. В. Колочева, С. А. Максимов, В. А. Назаркина. — Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2021. — 88 c.
3.Мишина Н. В. Транспортная политика как отраслевая подсистема политического управления // Государственное и муниципальное управление. Учёные записки СКАГС. ‒ 2021. ‒ № 2. ‒ С. 139‒144.
4.Официальный сайт ГУП «Мосгортранс» // [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mosgortrans.msk-i.ru/ (дата обращения: 04.04.2024).
5.Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года (в ред. от 12.03.2018 г.) [Электронный ресурс] // Электронный фонд «Консорциум Кодекс» – URL: http://docs.cntd.ru/document/902132678 (25.03.2024 г.)