Проблемы и барьеры на пути продвижения российского несырьевого экспорта в современных условиях

Аннотация. В данной статье автором, на основе проведенного ранее анализа результатов проведенных опросов целого ряда российских экспортеров приводится описание существующих у отечественных экспортоориентированных предприятий барьеров в разрезе этапов жизненного цикла экспортного проекта предприятия.

Кроме того, в данной статье автор приводит проблемы российских экспортеров, существующие у них на всех этапах жизненного цикла их экспортных проектов.

Вместе с тем, в данной статье ее автором выявлены и указаны наиболее острые проблемы российских экспортеров, а также вызывающие эти проблемы административные и регуляторные барьеры.

Ключевые слова: экспорт, несырьевой экспорт, отечественные экспортоориентированные предприятия, российские экспортеры, барьеры и проблемы экспортеров, этапы жизненного цикла экспортного проекта предприятия.

В условиях, сохраняющихся и всё нарастающих антироссийских санкциях, введения новых эмбарго на российские товары особое значение приобретает поддержка отечественных экспортеров на остающихся внешних рынках.

Вместе с тем, приходится констатировать, что перед российские промышленные экспортеры сталкиваются с целым набором препятствий. Присутствующие у отечественных экспортоориентированных предприятий барьеры можно рассредоточить по этапам жизненного цикла экспортного проекта предприятия, а именно:

1.На этапе «Выбор потенциального рынка (рынков) и поиск потенциальных покупателей» у отечественных экспортоориентированных предприятий возникают следующие основные проблемы:

1.1. Недостаток у предприятий-экспортеров актуальной информации о различных ключевых моментах, которые принципиально определяют принятие решения о заключении экспортной сделки (об осуществлении экспортных поставок), включающих в себя:

-доступные (существующие) меры государственной поддержки экспортеров;

-возможности продвижения продукции за рубежом;

-перспективные внешние рынки сбыта (возможности для начала экспортных поставок) и потенциальные покупатели продукции;

-условия доступа на внешние рынки (требования зарубежных стран (целевых рынков сбыта) в отношении подготовленной на экспорт продукции, а также их законодательное регулирование (действующие правила и нормы) импорта в целом);

-характеристики (показатели) зарубежных рынков экспортной продукции, в том числе: условия поставки продукции, уровень спроса, конкурентная среда, потенциальные потребители (их предпочтения);

-существующие международные тендеры, а также действующие площадки для рекламы и экспорта (возможность и условия участия);

-возможность и условия участия в различных выставочно-ярмарочных мероприятиях;

1.2. Сложность доставки потребителям (потенциальным покупателям) демонстрационных образцов продукции;

1.3. Отсутствие действенной помощи со стороны торговых представительств РФ в иностранных государствах, а также отсутствие развитой системы продвижения российских товаров за рубеж в формате торговых домов;

1.4. Недостаточная узнаваемость бренда «Сделано в России» и невысокое доверие к нему, недостаточная информированность в зарубежных странах о качественных свойствах российской продукции;

1.5. Высокая стоимость (и как следствие стоимостная недоступность для большинства российских производственных предприятий) проведения выставочных и ярмарочных мероприятий, недостаточность компенсации экспортоориентированным предприятиям соответствующих затрат;

1.6. Недостаточность коллективных выставочных мероприятий и деловых миссий и для малого и среднего предпринимательства (далее – МСП);

1.7. Перечень деловых миссий и финансируемых за счет средств федерального бюджета конгрессно-выставочных мероприятий не всегда содержит в себе ключевые, необходимые для отдельных отраслей промышленности мероприятия. При этом, для финансирования дополнительных подобных мероприятий существует требование: наличие не менее семи одобренных заявок от экспортеров на получение финансирования. Это требование порой трудно выполнимо для отдельных сфер.

2.На этапе «Подготовка (приведение в соответствие) экспортного товара к требованиям потенциального рынка или покупателя» основными проблемами отечественных экспортеров являются следующие:

2.1. Недостаток информации о существующих в зарубежных странах -– потенциальных рынках сбыта отечественной продукции процедурах и требованиях получения, а также комплектности необходимой для экспортных поставок (ввоза товаров) разрешительной документации;

2.2. Существенное превышение величиной затрат на сертификацию экспортной продукции величины затрат, которая может субсидироваться (это очень существенные суммы, тем более, в случае нескольких экспортируемых товаров внутри одного предприятия);

2.3. Невозможность оперативного получения документов, подтверждающих статус налогового резидента (срок их получения, согласно действующему законодательству РФ составляет 30 дней);

2.4. Высокая стоимость (и как следствие стоимостная недоступность для большинства российских производственных предприятий) сертификации согласно директивам ЕС и регистрации на зарубежных рынках объектов (предметов) интеллектуальной собственности, сложности в получении соответствующих иностранных сертификатов (типов BRC21, SOLAS22 и CITES23);

2.5. Сложности получения правовой охраны промышленных образцов за рубежом.

2.6. Усложненность оформления водительских виз для российских международных автоперевозчиков (например, для получения водительской визы КНР);

2.7. Сложности с признанием документов, подтверждающих проведение исследований и испытаний в российских испытательных лабораториях и центрах.

3. На этапе «Переговоры с потенциальным покупателем и последующее заключение внешнеторгового контракта» основными проблемами (барьерами) отечественных экспортеров являются следующие:

3.1. Недостаточность актуальной информации о конкурентных условиях на существующих и потенциальных зарубежных рынках сбыта российской продукции;

3.2. Недостаточность комплексной поддержки российских несырьевых экспортеров на территории зарубежных стран (существующих и потенциальных зарубежных рынках сбыта), в том числе в поиске и работе с потенциальными покупателями отечественной продукции, а также поддержки в продвижении интересов отечественных несырьевых экспортеров;

3.3. Сложности с подготовкой соответствующего внешнеторгового контракта.

4.На этапе «Производство товаров для экспортных поставок» основными проблемами (барьерами) отечественных экспортеров являются следующие:

4.1. Нехватка собственных финансовых средств и высокая стоимость (а как следствие – зачастую и недоступность) получения заемных ресурсов для восполнения несырьевыми экспортерами своих оборотных средств при реализации ими экспортных контрактов на условии отсрочки платежа, а также ресурсов для проведения расширения и модернизации производства продукции;

4.2. Неконкурентоспособность продукции на внешнем рынке, недостаточный модельный ряд продукции, отсутствие современных технологий и высококвалифицированных специалистов для производства высококонкурентоспособной продукции согласно соответствующим требованиям мирового рынка;

4.3. Проблемы организационного характера при получении кредитов в РОСЭКСИМБАНКе, а именно:

-длительные сроки рассмотрения предоставляемых экспортерами проектов без учета сезонности отдельных видов продукции (бизнеса);

-большой список запрашиваемых документов и вопросов для согласования.

-отсутствие гибкого подхода к оценке риска без учета размера бизнеса заемщика;

-Низкая доступность для МСП эффективных финансовых инструментов;

5.На этапе «Оформление товаров при осуществлении экспортных поставок» основные проблемы отечественных экспортеров возникают по причине необходимости их взаимодействия с различными контрольно-надзорными органами для получения у последних соответствующих сертификатов и разрешений на вывоз продукции в зарубежные страны. При этом, избыточные требования по разрешительной документации, а также довольно частое их изменение для российских экспортеров являются одним из главных барьеров осуществления и развития их экспортной деятельности. Вместе с тем, у отечественных экспортеров зачастую имеются сложности со стороны ФСТЭК (в частности, сложность процесса получения лицензии на экспорт продукции двойного назначения, а также необходимость получения повторной лицензии при экспорте одного и то же вида продукции). Кроме того, у отечественных экспортеров зачастую имеются определенные сложности со стороны Россельхознадзора, а именно:

-избыточность разрешительных документов, необходимых для экспорта продукции (необходимость получения документов, соответствующих нормам действующего российского законодательства, а не только документов в соответствии с законодательством зарубежных стран-импортеров);

-принуждение предприятий-переработчиков сельхозпродукции к оплате многих дорогостоящих лабораторных анализов для подтверждения отсутствия нарушений требований к продукции;

-наличие требования о прохождении предприятиями-экспортерами процедуры досмотра подготовленной ими на вывоз продукции, а также получения на каждом этапе транспортировки и перегрузки экспортируемых товаров на другие виды транспортных средств соответствующего фитосанитарного сертификата (необходимость для получения фитосанитарного сертификата возврата экспортируемых товаров на таможенную территорию, необходимость оформления предприятиями экспортерами документов на каждую единицу используемого транспорта);

-отсутствие актуальной прозрачной информации о порядке включения экспортеров, ведущих деятельность по получению, последующей обработке и переработке животного продовольственного сырья в информационную систему Россельхознадзора.

6.На этапе «Доставка экспортируемых товаров (логистика)» у отечественных экспортеров существуют следующие три группы основных проблем:

6.1. Проблемы, вызванные стоимостью логистических услуг, а именно:

− высокий уровень тарифов на железнодорожные перевозки;

-высокие затраты на прохождение грузов в морских портах: высокие тарифы на обработку грузов (товаров) в портовых терминалах, погрузку грузов (товаров) в контейнеры, на проведение рентгеновского обследования товарных грузов, на осуществление взвешивания товарных грузов и ряд прочих сборов в портовых терминалах, а также довольно существующие высокие агентские комиссии и существующие ничем необоснованные сборы судоходных линий;

-необходимость оформления на входе в порт так называемого «сертификата взвешивания». При этом, при расхождении результатов платной услуги взвешивания с данными, заявленными в декларации, экспортерам приходится переоформлять эту декларацию;

-стоимость прохождения в морских портах товарных грузов не зависит от их объема;

-высокие затраты на транспортировку даже мелких партий товарных грузов по причине очень слабого уровня существующей системы отправления сборных товарных грузов;

-номинация в иностранной валюте тарифов на оказание портовых услуг, а также услуг судоходных линий;

6.2. Проблемы, связанные с технологическими и регуляторными ограничениями, а также временем транспортировки грузов. При этом, основными проблемами российских экспортеров здесь являются следующие:

-существование уже устаревших либо необоснованно жестких требований (правил) к перевозке отдельных видов товаров (к примеру, воды, скоропортящихся продуктов и др.);

-серьезная нехватка на существующих объектах инфраструктуры терминалов морских портов необходимого погрузочно-разгрузочного оборудования;

-отсутствие при перевозке экспортных грузов эффективной системы взаимодействия между морскими портами и системами автомобильного и железнодорожного транспорта;

-существование весовых ограничений на перевозку товарных контейнеров автомобильным транспортом (существующая норма – в пределах 22 тонн);

-наличие целого ряда технологических и технических ограничений существующих железнодорожных магистралей ПАО «РЖД»: периодическая недостаточность локомотивов и локомотивных бригад, скопления на станциях железнодорожных вагонов из-за нехватки железнодорожных путей);

− недостаточность имеющегося парка контейнеров и транспортного оборудования (различных рефрижераторных вагонов) для экспортных поставок товаров в ряд стран дальнего зарубежья (прежде всего в КНР и страны Юго-Восточной Азии (ЮВА));

6.3. Проблемы, связанные с физическими ограничениями пропускных возможностей транспортной инфраструктуры. Здесь основными проблемами российских экспортеров являются следующие:

-крайне устаревшая инфраструктура (как в физическом, так и в моральном отношении) и весьма низкий технологического оснащения существующих российских портов (отсутствие оборудования, которое позволят производить погрузку и разгрузку товарных грузов независимо от конкретных погодных условий);

-неразвитость в России сети консолидационных центров, которые способны достаточно оперативно осуществлять формирование и последующее отправление сборных товарных грузов;

-неприспособленность множества морских портов к приему больших современных морских судов (ввиду малой глубины, существующих ограничений по длине судна отсутствия в портах защитных сооружений, узких фарватеры каналов);

-ограничения развития портовой инфраструктуры на территории городов;

-неудовлетворительное техническое состояние автодорог регионального уровня, а также части автодорог федерального значения;

-неудовлетворительное состояние подъездных автомобильных и железнодорожных путей к морским портам;

-недостаточность существующей пропускной способности железных дорог ввиду существующих технических ограничений железнодорожной сети ПАО «РЖД»;

-весьма ограниченная (и недостаточная) пропускная способность целого ряда пунктов пропуска товарных грузов через российскую границу, что серьезным образом усложняет и замедляет оформление товарных грузов;

7.На этапе «Валютный контроль и налоговое администрирование при экспортных операциях» значительное количество проблем для отечественных предприятий-экспортеров вызваны жесткостью действующей в России системы валютного регулирования и валютного контроля и, прежде всего, следующими моментами:

-существующие жесткие требования по срокам получения и возврату отечественными экспортерами своей валютной экспортной выручки (и существование значительных штрафов за совсем незначительные нарушения), а также необходимость представления уполномоченным банкам большого числа документов (для целей валютного контроля);

-наличие в действующем российском валютном законодательстве определенных ограничений на проведение форфейтинговых операций с аккредитивами, а также ограничений на предоставление ретро-бонусов или рассрочки на оплату вывозимых на экспорт товаров;

-крайне излишнее документальное оформление даже весьма незначительных по своему объему валютных операций, проводимых с минимальными рисками (что особо проблемно для субъектов МСП);

-существующий в России порядок (особенности) администрирования НДС (в том числе: длительные сроки возмещения экспортерам уплаченного ими НДС (от 4 месяцев), необходимость предоставления экспортерами документов на возмещение уплаченного НДС в бумажном виде и (как следствие) длительность сбора этих документов, необходимость представления таможенных деклараций со сделанными отметками таможенного органа убытия в рамках камеральных проверок налоговых органов, зависимость от зарубежного контрагента при подтверждении нулевой ставки НДС при реализации товаров на территории ЕАЭС);

-существующая процедура подтверждения нулевой ставки НДС при международных товарных перевозках (проблемы у экспортеров из-за отсутствия электронного документооборота, а также интеграции информационных систем российских ФНС и ФТС);

-отсутствие у отечественных экспортеров возможности подтверждения нулевой ставки НДС при розничной экспортной торговле посредством почтовых отправлений;

-сложность подтверждения НДС при реализации отечественными экспортерами своих товаров на пространстве ЕАЭС (экспортеры находятся в зависимости от добросовестности контрагента): существует необходимость получения от иностранных покупателей (импортеров) оригиналов счетов-фактур и прочих документов в бумажном виде, что значительно увеличивает риск непредставления и потери документов;

-отсутствие в ЕАЭС утвержденного правового акта о едином в ЕАЭС перечне кодов ТН ВЭД сырьевых товаров (требуется для процедуры получения экспортерами налоговых вычетов по НДС);

8.На этапе «Послепродажное обслуживание экспортного товара (или его возврат)» основными проблемами (барьерами) отечественных экспортеров являются следующие:

8.1. Сложности ввоза обратно уже проданных за рубеж товаров для проведения их ремонта или сервисного обслуживания, а также сложности с последующей обратной отправкой этих товаров их иностранным покупателям;

8.2. Наличие ряда ограничений и проблем, связанных с использованием режима «Переработка на таможенной территории» (как одного из существующих механизмов обеспечения гарантийного ремонта или сервисного обслуживания экспортируемых товаров), а именно:

-необходимость предоставления финансового обеспечения;

-сложность получения разрешения на осуществление переработки продукции, в том числе сложности выбора способа выявления в продуктах переработки зарубежной продукции;

-отсутствие возможности замены частей иностранной продукции эквивалентной продукцией с измененными характеристиками, которые не вызывают различий качественных и технических характеристик эквивалентных и заменяемых частей в направлении улучшения эквивалентных (как пример – незначительные изменения внешнего вида товара);

-невозможность применения нулевой ставки НДС 0% при реэкспорте продуктов переработки продукции;

-наличие ограничения сроков переработки экспортируемых товаров сроками их возврата в соответствии с лицензиями ФСВТС;

Анализ бизнес-процессов, связанных с экспортом несырьевой продукции показал, что наиболее острые проблемы для российских экспортеров вызваны следующими административными и регуляторными барьерами:

-сроки получения валютной выручки и необходимости представления уполномоченным банкам большого числа документов;

-администрирование НДС;

-сложности в процессе осуществления экспортерами таможенного оформления и получения необходимых разрешительных документов на экспорт своих товаров, а также при их транспортировке (для целого ряда российских экспортоориентированных предприятий подготовка необходимых документов для прохождения процедуры таможенного контроля является главной проблемой всей их экспортной деятельности), высокие расходы на таможенное декларирование;

− ограничения существующей транспортной и приграничной инфраструктуры (в частности: недостаточная технологическая оснащенность российских портов и ограниченная пропускная способность пунктов пропуска через государственную границу);

-недостаточность финансовой поддержки;

-недостаточность информационно-консультационной поддержки и содействия в продвижении своей продукции на внешних рынках;

-вопросы межведомственного взаимодействия;

-недостаточная компетентность сотрудников органов исполнительной власти, участвующих в экспортных операциях, вызванная в том числе постоянным изменением правил регулирования внешнеэкономической деятельности в России и во всем ЕАЭС.

Вместе с тем, существуют следующие проблемы, с которыми российские экспортеры сталкиваются на всех этапах жизненного цикла своих проектов, а именно:

1. Недостаточная компетентность российских экспортоориентированных предприятий в вопросах ВЭД и их недостаточная информированность о существующих и доступных мерах государственной поддержки экспорта. Эта проблема может быть решены посредством реализации образовательного проекта АО «РЭЦ» по дополнительному обучению и повышению квалификации сотрудников предприятий экспортеров по следующим направлениям:

-по вопросам составления внешнеторговых контрактов;

-по вопросам ведения производственными предприятиями ВЭД (в том числе по причине отсутствия у них соответствующего опыта ведения экспортной деятельности, необходимого для приведения производимых ими товаров в соответствие с существующими требованиями в зарубежных странах (потенциальных рынков сбыта);

-по вопросам продвижения продукции на экспорт;

-по вопросам документального оформления вывозимой продукции;

-по международной региональной специфики и национальных культурных особенностей зарубежных стран (потенциальных рынков сбыта);

-по вопросам производства конкурентоспособного товара, соответствующего требованиям зарубежных рынков стран потенциальных импортеров;

-владение иностранными языками.

Кроме того, здесь необходимо упрощение (дебюрократизация) порядка регистрации представителей предприятий-экспортеров для участия на проводимых образовательных, экспертных и прочих мероприятиях

2. Отсутствие на рынке труда квалифицированных специалистов по ВЭД и маркетологов зарубежных рынков.

Для поддержки и развития отечественной промышленности, сохранения присутствия российских производителей на внешних рынках, представляется необходимым в кратчайшие сроки принять системные меры по устранению всех вышеуказанных трудностей и барьеров на пути отечественного промышленного экспорта.

Изобретатель – пасынок НТП
Минпромторг: готовится «перезагрузка» дорожной кар...

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2022 Промышленная политика. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.