АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ УПРАВЛЕНИЯ НА ОСНОВЕ РОССИЙСКИХ РАЗРАБОТОК В СФЕРЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. В статье говорится о необходимости разработки и внедрения разнообразного отечественного программного обеспечения, создании новых продуктов и перспективных технологий в сфере автоматизации систем управления для различных отраслей промышленности, экономики, науки и образования. Представлена современная образовательная платформа «Edu-Amatexa», разработанная совместно компанией «Универсал–Софт» и Институтом экономики и управления в промышленности, имеющая статус российского программного обеспечения и являющаяся современным, надежным, инновационным решением, в первую очередь, для образовательных учреждений, стремящихся интегрировать технологии цифрового обучения в свои учебные процессы.

Ключевые слова: отечественное программное обеспечение, образовательная платформа «Edu-Amatexa», инновационные технологии, цифровое обучение, цифровизация, интеграционный продукт. 

Широкое внедрение информационных технологий в государственное управление и бизнес, социально-экономическую сферу повышает эффективность управленческих, технологических, производственных и иных процессов во всех отраслях экономики страны, не только в промышленности, сельском хозяйстве, финансовой сфере и на транспорте, но и в образовании, науке, оказывает существенное влияние на рост производительности труда и качество жизни населения [1].

Изменение внешних и внутренних условий развития российской экономики также ведет к пониманию необходимости перехода на отечественные ИТ-решения, потребности в разработке и внедрения самого разнообразного отечественного программного обеспечения [2, 3].

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики РФ в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов [4].

Требование о переходе на отечественные ИТ-решения было сформулировано в Указе Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». Госкомпаниям и всем тем, кто осуществляет закупки по 223-ФЗ, было запрещено с 2022 г. закупать для использования на объектах критической информационной инфраструктуры зарубежные ИТ-решения, а с 2025 г. – их использовать [5].

В настоящее время важнейшее значение имеет создание новых продуктов и перспективных технологий в сфере автоматизации систем управления для отдельных предприятий, промышленности, секторов экономики, науки, образования.

Применение специального программного обеспечения играет ключевую роль в любой отрасли, промышленности, в науке, а в образовательном процессе еще и помогает учебным заведениям адаптировать весь процесс обучения под современные требования, тем самым улучшить качество обучения и взаимодействие между преподавателями и обучающимися.

«Edu-Amatexa» – это современная образовательная платформа, разработанная совместно компанией «Универсал-Софт» и «Институтом экономики и управления в промышленности» с целью предоставления пользователям возможности обучения как в online, так и в offline формате.

Платформа «Аматекса» относится к средствам управления содержимым (CMS), сайтов и портальных решений, предназначенным для специализированного информационного обеспечения в области образования, позволяет организовать процесс создания, редактирования и управления контентом. Программное обеспечение предоставляет различные инструменты для создания и настройки курсов, проведения тестов, оценивания знаний и взаимодействия между обучающимися и преподавателями, подходит для разных форматов обучения, от массовых онлайн-курсов до специализированных образовательных программ.

Образовательная платформа «Edu-Amatexa» имеет статус российского программного обеспечения и официально внесена в реестр отечественных программных продуктов (Протокол заседания экспертного совета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 24.12.2024 №1001пр; запись в реестре российского ПО за №25897 от 28.12.2024 г.) [6].

Использование отечественного программного обеспечения гарантирует пользователям, что их информация будет обрабатываться в соответствии с российскими стандартами, с соблюдением законодательства РФ о защите персональных данных.

Приобретение образовательной платформой «Аматекса» статуса российского программного обеспечения является знаком качества и надежности для пользователей, способствует повышению их доверия и привлечению еще большего количества пользователей.

Наличие такого статуса позволяет разработчикам «Amatexa» получать государственную поддержку и финансирование, что, в свою очередь, способствует постоянному улучшению качества предоставляемых услуг и дальнейшему развитию платформы.

Компаниям и учреждениям, использующим в своей деятельности продукцию российского программного обеспечения, легче интегрировать «Edu-Amatexa» с другими отечественными системами и решениями.

Важной составной частью комплекса является профессиональная версия системы Moodle, одной из самых популярных систем дистанционного обучения, известной своим обширным функционалом для управления образовательным процессом. Также имеется ряд ключевых особенностей, ориентированных на потребности российского профессионального образования, в том числе – интеграция с электронными библиотеками IPR Smart и Urait, что позволяет пользователям – студентам и преподавателям, нуждающимся в специализированных материалах для работы и учебы, получать доступ к обширному каталогу учебной литературы и ресурсов непосредственно на платформе; имеется система проверки заимствований ВКР-Вуз, которая автоматизирует процесс выявления плагиата. Еще одной полезной особенностью платформы является интеграция с порталом Консультант Плюс, что облегчает доступ обучающихся к правовой и нормативной информации в процессе обучения и профессиональной деятельности.

Платформа предлагает множество интерактивных курсов с элементами геймификации. Это делает процесс обучения увлекательным и продуктивным.

Использование инновационных технологий, таких как, например, искусственный интеллект и алгоритмы машинного обучения, позволяет предлагать пользователям персонализированные рекомендации курсов на основе их интересов и учебных целей.

Платформа поддерживает различные форматы – видеоуроки, текстовые материалы, тесты и вебинары. Это позволяет каждому пользователю выбрать наиболее удобный для него способ обучения.

Таким образом, платформу «Edu-Amatexa» можно рассматривать, в первую очередь, как современное, надежное и инновационное решение для образовательных учреждений, стремящихся интегрировать технологии цифрового обучения в свои учебные процессы.

Внесение в реестр российского программного обеспечения подчеркивает высокий уровень разработки и соответствие современным требованиям цифровизации в России, является значимым событием в повышении качества и доступности образовательных услуг в нашей стране.

С увеличением количества пользователей и внедрением новых технологий, «Edu-Amatexa» продолжит совершенствоваться и находиться в первых рядах образовательной отрасли, предоставляя своим пользователям все необходимые инструменты для успешного обучения и карьерного роста.

Разработка специальных программных модулей для платформы «Аматекса» и ее адаптация под требования конкретных пользователей позволит расширить возможности ее применение для использования отдельными предприятиями, целыми отраслями промышленности с целью улучшения процессов управления, контроля в повседневной деятельности, обучения персонала.

Выводы:

«Edu-Amatexa» является интеграционным продуктом, включающим в себя различные интернет сервисы для бизнеса, образования, социальной коммуникации. Данная платформа может успешно применяться в различных отраслях экономики и промышленности, в первую очередь, в качестве основного инструмента реализации корпоративной системы обучения.

Платформа позволяет повысить вовлеченность и мотивацию сотрудников на непрерывный рост профессиональной и управленческой квалификации. На базе платформы могут создаваться глобальные базы знаний предприятий и организаций, а также система обмена оперативной информацией между сотрудниками организации.

Литература:

1.Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 313 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Информационное общество». С изменениями и дополнениями. https://base.garant.ru/70644220/?ysclid=m6eqa6a342333266273 (Дата обращения 27.01.2025 г.)

2.Соболь Т. С., Шарай А. В. Современное состояние экономики России в условиях санкций и перспективы ее развития Вестник Московского университета имени С. Ю. Витте. Серия 1. Экономика и управление. 2023. № 1 (44). https://vestnik-muiv.ru/article/sovremennoe-sostoyanie-ekonomiki-rossii-v-usloviyakh-sanktsiy-i-perspektivy-ee-razvitiya (Дата обращения 27.01.2025 г.)

3.Переход С. А., Мхитарян А. В., Селифонкина Д. С. Международные санкции против России (2014–2024 гг.): Оценка и последствия для финансового рынка. Вестник Института экономики Российской академии наук № 4. 2024. C. 116–13. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-sanktsii-protiv-rossii-2014-2024-gg-otsenka-i-posledstviya-dlya-finansovogo-rynka/viewer (Дата обращения 27.01.2025 г.)

4.Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 года № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы». http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (Дата обращения 27.01.2025 г.)

5.Указ Президента РФ от 30 марта 2022 г. № 166 «О мерах по обеспечению технологической независимости и безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001?ysclid=m6eqjrqy6z27014881 (Дата обращения 27.01.2025 г.)

6.Российский Реестр программного обеспечения. https://reestr.digital.gov.ru/reestr/?PAGE_N=9&PAGE_S=20 (Дата обращения 27.01.2025 г)

References:

1.Resolution of the Government of the Russian Federation of April 15, 2014 N 313 "On approval of the state program of the Russian Federation" Information Society". With amendments and additions. https://base.garant.ru/70644220/?ysclid=m6eqa6a342333266273 (Accessed on January 27, 2025)

2.Sobol T. S., Sharai A. V. The current state of the Russian economy under sanctions and prospects for its development Bulletin of Moscow University named after S. Yu. Witte. Series 1. Economy and Management. 2023. No. 1 (44). https://vestnik-muiv.ru/article/sovremennoe-sostoyanie-ekonomiki-rossii-v-usloviyakh-sanktsiy-i-perspektivy-ee-razvitiya (Accessed on 27.01.2025)

3.Perekhod S. A., Mkhitaryan A. V., Selifonkina D. S. International sanctions against Russia (2014–2024): Assessment and consequences for the financial market. Bulletin of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences, No. 4. 2024. P. 116–13. https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnye-sanktsii-protiv-rossii-2014-2024-gg-otsenka-i-posledstviya-dlya-finansovogo-rynka/viewer (Accessed on 27.01.2025)

4.Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030". http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (Accessed on 27.01.2025)

5.Decree of the President of the Russian Federation of March 30, 2022 No. 166 "On measures to ensure technological independence and security of the critical information infrastructure of the Russian Federation". http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202203300001?ysclid=m6eqjrqy6z27014881 (Accessed on 27.01.2025)

6.Russian Software Registry. https://reestr.digital.gov.ru/reestr/?PAGE_N=9&PAGE_S=20 (Accessed on 27.01.2025)

К ВОПРОСУ О ЗНАЧИМОСТИ ПРЕДМЕТОВ «ИНЖЕНЕРНАЯ ГРА...
Эксперты оценили потребность в роботах для выполне...

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2025 Промышленная политика в Российской Федерации. Все права защищены.

Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения.