УВАЖАЕМЫЕ АВТОРЫ! Готовится к выходу очередной выпуск журнала (РИНЦ) «Промышленная политика в Российской Федерации». Ждем Ваши статьи до 01.12.2025

Featured

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ РЕШЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3

Аннотация. Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования среди основных проблем и вызовов определяет отсутствие единого цифрового пространства для получения услуг образовательных организаций высшего образования и научных организаций, недостаточную распространенность цифровых инструментов предоставления услуг в электронном виде для работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций. С другой стороны, остаются не решенными многие старые проблемы высшего и дополнительного образования, например, степень соответствия выпускника высшей школы сразу после окончания обучения требованиям рынка труда, работодателя, а также целям деятельности компании или предприятия.

В статье рассматриваются возможности многофункциональной образовательной платформы Аматекса на фоне стремительного развития технологий и постоянной трансформации образовательного ландшафта в адаптации существующих программ и методов обучения, инновационных подходов и инструментов, которые могут эффективно работать в условиях, когда знания быстро устаревают, а навыки становятся ключевыми для успешной профессиональной деятельности.

Показано, что образовательная платформа Аматекса открывает новые горизонты как для обучающихся, так и для преподавателей, интегрирует собой возможные решения как «старых», так и «новых» проблем высшего и дополнительного образования, обучения, поддержки социальной коммуникации.

Ключевые слова: цифровая трансформации науки и высшего образования, инновационные технологии, высшее образование, дополнительное профессиональное образование, мультифункциональная образовательная платформа Аматекса. 

Рябинин Алексей Валерьевич,

д.э.н., ректор АНО ВО «Институт экономики и управления в промышленности»;

Е-mail: This email address is being protected from spambots. You need JavaScript enabled to view it.,

SPIN-код: 3173-3408, AuthorID: 1163988 

СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ РЕШЕНИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ 
ВЫСШЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
 


Стратегическое направление в области цифровой трансформации науки и высшего образования, утвержденное распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2021 г. N 3759-р, среди основных проблем и вызовов определяет отсутствие единого цифрового пространства для получения услуг образовательных организаций высшего образования и научных организаций, недостаточную распространенность цифровых инструментов предоставления услуг в электронном виде для работников образовательных организаций высшего образования и научных организаций [1], актуальные направления цифровой трансформации науки и высшего образования подробно рассмотрены в различных источниках, например, [2].

При этом, остаются актуальными и другие проблемы, напрямую не связанные с проблемами цифровизации науки и высшего образования. Так. исследование проблемы сопряжения высшего образования и сферы труда с использованием различных алгоритмов нормативного и методического описания структуры квалификации выпускника высшей школы и квалификации работающего специалиста показывает, что не всегда степень готовности выпускника высшей школы сразу после окончания обучения соответствует требованиям рынка труда, работодателя, а также целям деятельности компании или предприятия. Необходимость продолжения образования, «поствузовского» или дополнительного профессионального образования не вызывает сомнений [3].

На фоне стремительного развития технологий и постоянной трансформации образовательного ландшафта, появляется настоятельная необходимость адаптации существующих программ и методов обучения. Это требует внедрения инновационных подходов и инструментов, которые могут эффективно работать в условиях, когда знания быстро устаревают, а навыки становятся ключевыми для успешной профессиональной деятельности. Многофункциональная образовательная платформа Аматекса (Платформа Аматекса) как раз и представляет собой такой инструмент, который открывает новые горизонты как для обучающихся, так и для преподавателей, интегрирует возможные решения как «старых», так и «новых» проблем высшего и дополнительного образования, обучения, поддержки социальной коммуникации, имеет статус российского программного обеспечения и официально внесена в реестр отечественных программных продуктов (Протокол заседания экспертного совета Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 24.12.2024 №1001пр; запись в реестре российского ПО за №25897 от 28.12.2024 г.) [4].

Одним из наиболее значимых аспектов Платформы Аматекса является её способность интегрироваться с другими образовательными ресурсами и платформами, что позволяет создавать гибкие и многофункциональные учебные программы. Например, она может быть синхронизирована с системами дистанционного обучения, поддерживать различные форматы курса и предоставлять пользователям доступ к разнообразным ресурсам, таким как видеолекции, интерактивные задания и глубокие кейс-стадии. Это формирует инновационную образовательную среду, где каждый обучающийся может учиться в своем темпе, углубляться в интересующие его темы и самостоятельно выстраивать путь к своим целям.

К тому же, важным аспектом Платформы Аматекса является ее пользовательский интерфейс, который разработан с акцентом на удобство и доступность. Простота навигации и интуитивно понятные инструменты позволяют как обучающися, так и преподавателям легко осваивать функционал и сосредотачиваться на процессе обучения, а не на технических деталях.

Платформа Аматекса предлагает инструменты для управления учебным процессом, которые обеспечивают удобство как для преподавателей, так и для студентов. В систему интегрированы функции для оценки успеваемости, ведения электронных журналов, проведения тестирования и опросов, а также общения между участниками учебного процесса, социализации обучающихся. Аматекса поддерживает взаимодействие между обучающимися и преподавателями через различные каналы общения. Это способствует созданию сообщества, где обучающиеся могут делиться своими мыслями, задавать вопросы, обсуждать сложные темы и получать обратную связь. Такой подход формирует не только знания, но и навыки сотрудничества и командной работы, которые жизненно необходимы в современных условиях.

Важно также отметить, что Платформа Аматекса активно использует аналитику и обратную связь для улучшения качества образовательного контента и методов преподавания. Встроенные инструменты оценки помогают как преподавателям, так и обучающимся отслеживать прогресс и выявлять области, требующие внимания. Это позволяет адаптировать подходы к обучению под конкретные нужды и предпочтения обучающихся, что, в свою очередь, повышает общую эффективность и удовлетворенность образовательным процессом [5,6].

Интеграция таких платформ, как Аматекса, в систему образования даст возможность создавать более живую, интерактивную и привлекательную образовательную среду, соответствующую современным вызовам. Это не только обогащает учебный процесс, но и стимулирует студентов к постоянному самообразованию, исследованию новых областей знаний и подготовке к вызовам будущей профессиональной жизни. Применение таких технологий в обучении будет способствовать формированию новой генерации профессионалов, готовых к адаптации и инновациям в постоянно меняющемся мире.

Изменения, вносимые подобными образовательными платформами, несомненно, влияют на методику преподавания. Преподаватели теперь могут использовать разнообразные инструменты для создания более динамичных и визуально привлекательных уроков. Интерактивные элементы, такие, как видеолекции, форумы для обсуждений, викторины и опросы, позволяют поддерживать интерес обучающихся и активное участие в учебном процессе. Это становится особенно важным в эпоху, когда внимание молодых людей легко отвлечь на множество других источников информации.

Интеграция технологий в образование дает возможность индивидуализировать обучение. Каждый обучающийся имеет свои уникальные потребности и темпы усвоения информации. Платформы, подобные Аматекса, могут предлагать адаптивные материалы, основываясь на уровне знаний и предпочитаемых методах обучения каждого отдельного обучающегося. Это не только помогает глубже освоить материал, но и создает более комфортную и поддерживающую образовательную среду.

В целом, внедрение подобного подхода в образование может привести к созданию более равноправного и доступного образовательного пространства, где каждый студент сможет реализовать свой потенциал в условиях поддержки и заботы.

Другим важным аспектом является развитие цифровой грамотности. В современном мире навыки работы с информационными технологиями становятся необходимыми не только в определённой профессиональной деятельности, но и для полноценной жизни в обществе [7].

Платформы, предлагающие обучение в онлайн-формате, помогают студентам не только изучать предмет, но и осваивать важные цифровые навыки: умение работать с различными программами, коммуникация в цифровом пространстве, ответственность за свои поступки в интернете и многое другое. Это формирует в будущих специалистах уверенность в своих силах и способности адаптироваться к новым условиям.

Обучение в он-лайне часто предоставляет доступ к более широким ресурсам. Студенты могут легко находить и использовать дополнительно информацию из различных источников, включая книги, статьи, подкасты и видео. Такие ресурсы позволяют углубить знания, а также предоставить различные точки зрения на изучаемую тему. Это расширяет горизонты студентов и способствует формированию критического мышления, когда учащиеся учатся анализировать информацию, сопоставлять разные мнения и формировать свои собственные выводы.

Эти изменения в образовании также способствуют более тесному сотрудничеству между учебными заведениями и сферами бизнеса и технологий. Проекты, практики и стажировки могут быть интегрированы в образовательный процесс, что позволяет студентам не только применять теоретические знания на практике, но и получать invaluable experience уже в процессе обучения. Таким образом, образование становится неразрывно связанным с реальной жизнью и потребностями рынка труда.

На уровне институциональном образовательным учреждениям следует активно участвовать в разработке и внедрении таких платформ. Они должны быть готовыми к изменениям и новым системам оценки качества образования, что поможет обеспечить соответствие современных образовательных стандартов требованиям времени. Инвестирование в профессиональное развитие преподавателей также играет ключевую роль, так как именно они становятся мостом между технологией и обучением.

Таким образом, будущее образования открывает новые горизонты для развития как индивидуумов, так и общества в целом.

В свете новых вызовов и изменений в мире, в том числе в образовательной среде, необходимость интеграции цифровых технологий в повседневные практики и предлагаемое решение Аматекса становятся особенно актуальными. Оно способствует созданию современного образовательного пространства, где учебный процесс становится более интерактивным, доступным и ориентированным на потребности каждого ученика.

Многофункциональная образовательная платформа Аматекса представляет собой важный шаг вперёд для обеспечения процесса цифровизации образовательной деятельности российских учреждений высшего и дополнительного профессионального образования, обеспечивая их современными инструментами и ресурсами, необходимыми для успешного внедрения современных образовательных практик и подготовки обучающихся всех уровней образования к вызовам будущего.



Литература:

1.Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования». https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/?ysclid=mcsqs2vnb774000469 (дата обращения 27.06.2025)

2.Направления цифровой трансформации научной и образовательной деятельности. Зыбин Д.Г., Антоновский А.В., Чураков Д.Ю. Прикладная психология и педагогика. Том 8. Номер 1, 2023. С.14-28.

3.Сенашенко В.С., Стручкова Е.П. Особенности сопряжения высшего образования и сферы труда в условиях структурных преобразований отечественной системы высшего образования // Высшее образование в России. 2025. Т. 34. № 3. С. 31–51. DOI: 10.31992/0869-3617-2025-34-3-31-51

4.Российский Реестр программного обеспечения. https://reestr.digital.gov.ru/reestr/?PAGE_N=9&PAGE_S=20 (Дата обращения 27.01.2025 г)

5.AMATEXA.RU - Главная - онлайн-платформа для бизнеса и образования. https://amatexa.ru/?Itemid=0&ysclid=mc33772ri7631027651 (дата обращения 27.06.2025б г.)

6.Институт экономики и управления в промышленности. https://rosinstitut.ru/obrazovatelnaya-platforma?ysclid=mc3390cwcc895927916 (дата обращения 27.06.2025б г.)

7.Дзюбенко А. Л., Лосева В. В. Обучение студентов экономического направления подготовки работе в отечественных информационно-аналитических системах «СПАРК» и Ru data // Московский педагогический журнал. 2023. № 4. С. 147–172. DOI: 10.18384/2949-4974-2023-4-147-172

Правительство думает о поддержке промышленности
Подписано соглашение о сотрудничестве между Москов...

№ 7 - 9 / 2025

 

 

  we@rosinstitut.ru
       +7 499 464 5655

©2021 Industrial policy. All rights reserved.

Use of materials is possible only with written permission.